Сущность и структура педагогического профессионализма

Новая педагогика » Речевая культура педагога » Сущность и структура педагогического профессионализма

Страница 1

На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм– совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

Педагогический профессионализм

представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма:

· уровень общей культуры;

· психолого-педагогическая компетентность;

· владение содержанием предмета и педагогическими технологиями;

· способности к целеполаганию и целеосуществлению;

· способности к педагогической рефлексии;

· способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

Социально и профессионально обусловленные качества педагога

Исследование феноменологии профессионализма учителя показывает, что, с одной стороны, педагогический профессионализм – это социально-педагогическое явление, представляющее сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, которая отвечает заказу общества и нацелена на подготовку учителя-профессионала. С другой стороны, профессионализм учителя – это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально-важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Педагог – не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально-обусловленных качеств педагога:

· высокая гражданская ответственность и социальная активность;

· любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

· подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

· высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

· потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

· физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом:

· высокая культура и нравственность;

· самоотдача;

· благородство;

· острое чувство нового;

· умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к жизни в будущем;

· максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством;

· общность идей и интересов учителей и учащихся;

· творческое отношение к делу и социальная активность;

· высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний;

· принципиальность и требовательность;

· отзывчивость;

· эрудиция;

· социальная ответственность и т.д.

Различают следующие позиции педагога:

· социальную;

· профессиональную.

Социальная позиция

педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций. Профессиональная позиция

– отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Сущность понятия «творческое воображение» и особенности формирования творческого воображения
Для исследования роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения. Вообра ...

Цели и задачи обучения английскому языку
Лексические знания обеспечивают успешное овладение основами всех видов речевой деятельности. Под лексическими знаниями понимается не только совокупность языковых сведений об иноязычном слове, но и знание программ действия со словом, т.е. определенных стратегий обращения с иноязычным словом. Под целями обучения понимаются планируемые результаты изучения английского языка школьником. Можно смело ск ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru