В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций. Выделяют несколько уровней инноваций:
· открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;
· изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;
· педагогическое рационализаторство – усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.
В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов:
· педагогического профессионального;
· социального опыта.
Без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.
Педагогу приходится часто решать множество типовых и нестандартных педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Решая эти задачи, педагог, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска:
· анализирует педагогическую ситуацию;
· проектирует результат в соответствии с исходными данными;
· анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата;
· оценивает полученные данные;
· формулирует новые задачи.
Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов:
· возникновение замысла;
· проработка и преобразование замысла в идею-гипотезу;
· поиск способа воплощения замысла и идеи.
Опыт творчества приобретается педагогом при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессиональноориентированной деятельности будущих педагогов.
В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.
Похожие статьи:
Сущность
понятия интеграции
Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Буквал ...
Особенности методики проведения подвижных игр в средней группе
В результате воспитательной работы, проведенной в предыдущих группах, движения детей становятся более координированными. В играх, рекомендуемых для детей средней и старшей групп, увеличивается расстояние для бега, метания, высота для прыжков и лазанья; подобран ряд игр, упражняющих в ловкости, смелости, выдержке. Детей 5 лет уже интересует результат произведенных действий, затраченных усилий. Они ...