Методика работы над словами с непроверяемыми орфограммами

Новая педагогика » Типология диктантов и методика их проведения в современной школе » Методика работы над словами с непроверяемыми орфограммами

Для обучения школьников умению писать слова с непроверяемыми орфограммами в методике орфографии имеются следующие методы: послоговое орфографическое проговаривание слова; многократная запись слова; этимологический анализ слова; составление таблиц из слов с непроверяемыми орфограммами; подбор однокоренных слов.

Послоговое орфографическое проговаривание слова опирается на речедвигательную (кинестетическую) орфографическую память. Слово с непроверяемой орфограммой орфографически четко проговаривается по слогам учителем (например, ко-ри-дор), затем учащиеся хором произносят это слово несколько раз по слогам.

Многократная запись слова с непроверяемой орфограммой использует возможности моторной (пальцедвигательной) орфографической памяти. Опыт работы показывает, что целесообразно одно и то же слово писать четыре-пять раз.

Подбор однокоренных слов с непроверяемой орфограммой увеличивает количество усваиваемых слов. Это упражнение необходимо, так как многие учащиеся не переносят умение писать данные слова на другие однокоренные. Наиболее целесообразной при этом является запись однокоренных слов столбиком, в котором корни слов располагаются друг над другом.

Составление таблиц из слов с непроверяемыми орфограммами. Определенную роль играет зрительное восприятие ряда слов с тождеством непроверяемых орфограмм, например: воробей, ворона, сорока. Этот факт целесообразно использовать для составления словарных таблиц с той или иной одинаковой орфограммой. Подобные наборы слов составляются из ранее усвоенных слов, а также преподносятся новые для учащихся слова. Таблицы вывешиваются в классе на срок, достаточный для усвоения правописания слов (на две-три недели).

Этимологический анализ слов с непроверяемыми орфограммами для орфографических целей применяется только в том случае, если имеется простая понятная детям этимология и если этимологически исходное слово имеет ударную гласную в корне слова.

Работа над словом с непроверяемой орфограммой складывается из ряда последовательных операций. Изучаемое слово записывается на классной доске и в тетрадях учащихся, в нем подчеркивается непроверяемая орфограмма, ставится знак ударения, выделяется корень. Учитель при этом ставит перед школьниками задачу запомнить выделенные орфограммы в этих словах, так как они не могут быть проверены правилами. Затем ниже делается запись слова по слогам: са-лат, вок-зал. Следующая операция - орфографическое проговаривание учителем слова по слогам. Далее учащиеся, глядя на послоговую запись изучаемого слова, хором проговаривают его несколько раз (два-три). Затем производится запись этого слова несколько раз (четыре-пять), подбираются однокоренные слова и записываются учащимися. Этимологический анализ слова, если он оказывается возможным, включается после послогового орфографического проговаривания.

В работе над словарными словами можно использовать метод укрупнения дидактических единиц (УДЕ). Этот метод широко использовался в 20 – 30 годы. Словарное слово рассматривается одновременно с разных сторон науки о языке (с позиции фонетики, лексики, орфографии, морфологии, словообразования, синтаксиса). УДЕ даёт возможность повторять одни и те же «манипуляции», но с новым словом. Данный метод создаёт условия для реализации целей развития системного мышления и творческого воображения; актуализации и расширения словарного запаса, воспитания познавательного интереса.


Похожие статьи:

Уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
В эксперименте участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности осуществлялась на базе МДОУ “Детский сад №1 “Первоцвет” г. Чебоксары. Для выявления уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста нами были подобраны четыр ...

Воспитание подростков с девиантным поведением как социально-педагогическая проблема
Создавая необходимые условия для развития личности в рамках учебно-воспитательного процесса, педагогам нередко приходится взаимодействовать с детьми и подростками, имеющими отклонения в поведении различной этиологии. В научной литературе данную категорию учащихся, принято называть: трудными, неблагополучными, асоциальными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся поведением, Параметры откл ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru