Типология диктантов и методика их проведения в современной школе

Новая педагогика » Типология диктантов и методика их проведения в современной школе

Процессы обучения школьников русскому языку изучает такая педагогическая наука, как методика преподавания русского языка. Она обеспечивает реализацию педагогических принципов и методов в условиях обучения языку.

Методика преподавания русского языка (МПРЯ) – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку в школе. МПРЯ как наука отвечает на следующие вопросы: для чего учить русскому языку? чему учить? как учить? как контролировать усвоенное? Ответы на данные вопросы – это разрабатываемые учеными-методистами цели и задачи обучения русскому языку, содержание школьного курса русского языка, принципы, методы, приемы и средства обучения.

Развиваясь на стыке таких наук, как лингвистика, педагогика и психология, МРЯ является самостоятельной педагогической наукой, которая имеет свое содержание, свою систему понятий, свой предмет исследования, свои задачи, свою историю развития.

Предмет исследования МПРЯ – процесс обучения русскому языку как средству мышления и общения.

Задачи МПРЯ как науки – это необходимость дать ответ на поставленные выше вопросы, причем учитывая тот заказ, который государство в тот или иной период его развития ставит перед школой. В наиболее обобщенном виде они могут быть представлены следующим образом:

Выявление закономерностей эффективного изучения русского языка школьниками и формирования их коммуникативных умений, обоснование принципов обучения русскому языку.

Определение целей, задач, содержания и объема школьного курса русского языка, распределение его по этапам изучения и классам.

Составление программ и создание учебно-методического комплекса по обучению русскому языку.

Разработка наиболее рациональных и эффективных методов и приемов обучения.

Непосредственно орфографией занимается методика преподавания орфографии. Методика преподавания орфографии – это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков. Методика орфографии начала складываться ещё в дореволюционной школе. В настоящее время она является разветвлённой научно-методической дисциплиной, обладающей своими целями, содержанием, предпосылками, принципами и методами обучения и контроля.

В её становлении принимали участие такие известные русские лингвисты, как И.А. Бодуэн де Куртене, В.А. Богородицкий, А.И. Томсон, Я.К. Грот, С.П. Обнорский, Д.Н. Ушаков, А.Б. Шапиро, А.И. Гвоздев, Л.В. Щерба и другие.

Типология орфограмм наиболее полно была разработана в трудах A. Н. Гвоздева, а предшествовали им обстоятельные методико-орфографические работы М. В. Ушакова.

Среди современных белорусских учёных-педагогов, которые занимаются методикой преподавания русского языка, можно назвать Мурину Ларису Александровну. Лариса Александровна автор и соавтор учебников по русскому языку, учебных и учебно-методических пособий для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения.

Обучение русскому языку, в частности формирование орфографической грамотности, – проблема, особо актуальная на протяжении многих десятилетий. Во все времена в России большой общественный интерес вызывала проблема грамотности. Ещё в ХVIII веке известный русский поэт А.П. Сумароков писал: «Не всяк должён над рифмами потеть, а грамотно писать обязан всяк уметь» .

Научить грамотно писать – противоречивая задача, потребность разрешения которой чрезвычайно высока. Зачастую, даже хорошее знание правил и умение их применять не обеспечивает орфографически грамотное письмо. Решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограммы. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Следовательно, вопрос формирования орфографической зоркости достаточно актуален в современных условиях обучения.

Стоит заметить, что обучение орфографии, как известно, строится прежде всего на изучении орфографических правил. При этом следует иметь в виду, что правило организует обучение письму, но оно само по себе еще не приводит к правильному письму: написание должно быть закреплено путем длительных упражнений, так чтобы оно стало навыком. Ещё Публий Корнелий Тацит (древнеримский историк, писатель, оратор) сказал: «Упражнения рождают мастерство».

Д.Н. Богоявленский определяет роль упражнений «как выработку умения применить грамматико-орфографические правила в практике самостоятельного письма». С этой целью используются так называемые специальные орфографические упражнения. К специальным орфографическим упражнениям, в ходе которых вырабатывается навык применять правила на практике, относятся упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими заданиями, и диктанты различных видов.

Целью данной работы является описание типологии диктантов и методики их проведения. Для реализации темы необходимо решить следующие задачи:

Познакомиться с методами работы по орфографии;

Рассмотреть разновидности диктантов, как способы формирования орфографической зоркости;

Исследовать методику проведения диктантов;

Собрать практический материал по всем типам диктантов.


Похожие статьи:

Коллективное творческое дело
Название мероприятия: Конкурс актерского мастерства. Обоснование выбора мероприятия: самовыражение детей, выражение актерских способностей, сплочение коллектива. План мероприятия: Ведущий проводит различные конкурсы, в которых участвуют все дети отряда, демонстрируя свои актерские способности. Конкурсы оценивает жюри. После каждого конкурса один или несколько участников, набравших наименьшее коли ...

Что такое воображение
творческий воображение школьник педагогический психический Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Стимулом к воображению являются задачи, стоящие перед человеком, его потребности, желания, чувства, настроения, мировоззрение, необходимость предвидеть будущее в труде и жизни. Воображение можно определ ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru