Типология диктантов и методика их проведения в современной школе

Новая педагогика » Типология диктантов и методика их проведения в современной школе

Процессы обучения школьников русскому языку изучает такая педагогическая наука, как методика преподавания русского языка. Она обеспечивает реализацию педагогических принципов и методов в условиях обучения языку.

Методика преподавания русского языка (МПРЯ) – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку в школе. МПРЯ как наука отвечает на следующие вопросы: для чего учить русскому языку? чему учить? как учить? как контролировать усвоенное? Ответы на данные вопросы – это разрабатываемые учеными-методистами цели и задачи обучения русскому языку, содержание школьного курса русского языка, принципы, методы, приемы и средства обучения.

Развиваясь на стыке таких наук, как лингвистика, педагогика и психология, МРЯ является самостоятельной педагогической наукой, которая имеет свое содержание, свою систему понятий, свой предмет исследования, свои задачи, свою историю развития.

Предмет исследования МПРЯ – процесс обучения русскому языку как средству мышления и общения.

Задачи МПРЯ как науки – это необходимость дать ответ на поставленные выше вопросы, причем учитывая тот заказ, который государство в тот или иной период его развития ставит перед школой. В наиболее обобщенном виде они могут быть представлены следующим образом:

Выявление закономерностей эффективного изучения русского языка школьниками и формирования их коммуникативных умений, обоснование принципов обучения русскому языку.

Определение целей, задач, содержания и объема школьного курса русского языка, распределение его по этапам изучения и классам.

Составление программ и создание учебно-методического комплекса по обучению русскому языку.

Разработка наиболее рациональных и эффективных методов и приемов обучения.

Непосредственно орфографией занимается методика преподавания орфографии. Методика преподавания орфографии – это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков. Методика орфографии начала складываться ещё в дореволюционной школе. В настоящее время она является разветвлённой научно-методической дисциплиной, обладающей своими целями, содержанием, предпосылками, принципами и методами обучения и контроля.

В её становлении принимали участие такие известные русские лингвисты, как И.А. Бодуэн де Куртене, В.А. Богородицкий, А.И. Томсон, Я.К. Грот, С.П. Обнорский, Д.Н. Ушаков, А.Б. Шапиро, А.И. Гвоздев, Л.В. Щерба и другие.

Типология орфограмм наиболее полно была разработана в трудах A. Н. Гвоздева, а предшествовали им обстоятельные методико-орфографические работы М. В. Ушакова.

Среди современных белорусских учёных-педагогов, которые занимаются методикой преподавания русского языка, можно назвать Мурину Ларису Александровну. Лариса Александровна автор и соавтор учебников по русскому языку, учебных и учебно-методических пособий для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения.

Обучение русскому языку, в частности формирование орфографической грамотности, – проблема, особо актуальная на протяжении многих десятилетий. Во все времена в России большой общественный интерес вызывала проблема грамотности. Ещё в ХVIII веке известный русский поэт А.П. Сумароков писал: «Не всяк должён над рифмами потеть, а грамотно писать обязан всяк уметь» .

Научить грамотно писать – противоречивая задача, потребность разрешения которой чрезвычайно высока. Зачастую, даже хорошее знание правил и умение их применять не обеспечивает орфографически грамотное письмо. Решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограммы. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Следовательно, вопрос формирования орфографической зоркости достаточно актуален в современных условиях обучения.

Стоит заметить, что обучение орфографии, как известно, строится прежде всего на изучении орфографических правил. При этом следует иметь в виду, что правило организует обучение письму, но оно само по себе еще не приводит к правильному письму: написание должно быть закреплено путем длительных упражнений, так чтобы оно стало навыком. Ещё Публий Корнелий Тацит (древнеримский историк, писатель, оратор) сказал: «Упражнения рождают мастерство».

Д.Н. Богоявленский определяет роль упражнений «как выработку умения применить грамматико-орфографические правила в практике самостоятельного письма». С этой целью используются так называемые специальные орфографические упражнения. К специальным орфографическим упражнениям, в ходе которых вырабатывается навык применять правила на практике, относятся упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими заданиями, и диктанты различных видов.

Целью данной работы является описание типологии диктантов и методики их проведения. Для реализации темы необходимо решить следующие задачи:

Познакомиться с методами работы по орфографии;

Рассмотреть разновидности диктантов, как способы формирования орфографической зоркости;

Исследовать методику проведения диктантов;

Собрать практический материал по всем типам диктантов.


Похожие статьи:

Характеристика программ по предметам
Русский язык. Задача начального обучения русскому (родному) языку – формирование у детей умений читать и писать, различных речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых. В качестве предмета усвоения в ...

Профессиональное самосознание педагога как часть его профессиональной культуры
Основным субъективным компонентом, характеризующим профессиональные качества педагога, является, прежде всего, профессиональное самосознание, которое играет определяющую роль в его адекватной профессиональной идентификации (самоопределении) и в общем становлении педагога как профессионала. В понятие «профессиональное самосознание» входят, помимо названных, такие характеристики, как профессиональн ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru