Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Новая педагогика » Типология диктантов и методика их проведения в современной школе » Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Страница 1

Орфографическая зоркость – способность пишущего видеть орфограммы в тексте. Ее не следует смешивать со зрительной памятью и зрительным восприятием. Умение видеть орфограммы достигается долгой тренировкой. Развитию орфографической зоркости способствуют диктанты.

Диктант – это один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации.

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

Это одна из самых эффективных форм работы, которая способствует выработке прочных орфографических навыков. Конечно, диктант используют и для формирования пунктуационных навыков, а также для закрепления знаний по фонетике, лексике, грамматике. Ценность диктанта в том, что в процессе его написания ученики привыкают к активной и организованной коллективной работе, ведь за одно и то же время следует выполнить одинаковое задание. Диктант приучает учеников писать с максимальным сосредоточением внимания, развивает память, зрение, слух, вырабатывает умение сознательно пользоваться орфографическими правилами.

В методике и практике обучения существует много различных видов диктантов, количество которых постепенно увеличивается. Разные методисты пользуются неодинаковой классификацией диктантов.

Попытки создания классификаций диктантов, учитывающих их разные функции, были сделаны М.В. Ушаковым, А.В. Текучёвым, Л.П. Федоренко, Г.К. Лидман-Орловой, Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановым и др.

Можно выделить 3 критерия, которые учитываются в классификации:

цель проведения;

характер записи текста;

время объяснения правописания орфограмм в тексте.

В зависимости от цели можно классифицировать диктанты на обучающие и контрольные. Такое разделение в известной степени условно, поскольку все учебные диктанты помогают выявить знания учащихся, а контрольный диктант способствует укреплению знаний и навыков.

К обучающим относятся:

Предупредительный.

Комментированный.

Объяснительный.

Выборочный.

Зрительный.

Словарный.

Самодиктант.

«Проверяю себя».

Распределительный.

Комбинированный диктант.

Графический.

Творческий, куда входят:

Диктант по началу.

Диктант по картине.

Диктант-перевод.

Свободный диктант.

По характеру записи текста диктанты разделяют на:

дословные (текстуальные), в которых текст (связный, отдельные предложения, слова) записывают без всяких изменений;

диктанты с изменением текста.

Дословными, или текстуальными, могут быть предупредительные и объяснительные диктанты. К диктантам с изменением текста принадлежат выборочный, свободный и творческий.

По времени объяснения орфограмм выделяют:

предупредительные;

комментируемые;

объяснительные

Объяснение правописания орфограмм может быть до начала записи (предупредительный диктант), в процессе записи (комментированный) и после записи (объяснительный). Хотя во всех случаях после записи текста учителя также проводят проверку, выяснение нарушенных правил, обсуждение неправильно написанных орфограмм.

Особенность предупредительного диктанта в том, что к записи текста ученики повторяют орфографические правила, а затем анализируют все сложные орфограммы и выясняют правописание их. После этого текст записывают и проверяют.

Предупредительный диктант может быть зрительным и слуховым. В первом случае анализируют текст, взятый из «Хрестоматии по литературе» или поданный на доске, плакате, экране. После выяснения правописания орфограмм учитель закрывает текст, ученики записывают его под диктовку, а потом сверяют с вновь открытым текстом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Формирование начал мужественности и женственности
Половое воспитание детей, как уже отмечалось, направлено на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А. Репин ...

Пути приобщения подростка к здоровому образу жизни
Быть здоровым, молодым и красивым – это талант! И он есть у каждого, кто понял, что сохранение здоровья – дело рук самого человека. Ф.Л. Доленко Среди многочисленных факторов, оказывающих воздействие на здоровье современного человека, все больше становится таких, которые угрожают здоровью или даже жизни. В России в год погибает по «неестественным» причинам около 35 тысяч человек, т.е. возрастает ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru