Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Новая педагогика » Типология диктантов и методика их проведения в современной школе » Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Страница 3

5 класс – 12 – 15 слов;

6 класс – 15 – 20 слов;

7 класс – 20 – 25 слов;

8 класс – 25 – 30 слов;

9 класс – 30 – 35 слов;

10 класс – 35 – 40 слов;

11 класс – 40 – 45 слов [5].

Самодиктант – вид диктанта, в написании которого учитель не принимает активного участия. Ученики самостоятельно записывают текст, который они выучили наизусть. Вспоминая и записывая текст, они как бы молча сами себе его диктуют.

Методика проведения этого диктанта такова: учитель за день до диктанта предлагает ученикам хорошо просмотреть текст, который изучался раньше наизусть, обращая внимание на правописание отдельных слов, на расстановку знаков препинания. На уроке учитель диктует только название диктанта, а содержание ученики записывают самостоятельно. Самодиктант развивает у детей внимание к слову, к построению предложений, помогает практически усвоить правила орфографии и пунктуации.

Диктант «Проверяю себя» прививает учащимся навык самоконтроля, учит детей быть внимательными к слову, развивает логическое мышление, умение чётко формулировать свои мысли и правильно задавать вопросы.

Методика проведения этого диктанта оправдывается его названием. Учитель диктует связный текст, учащиеся в случае затруднения спрашивают у учителя, правильно ли написаны слова, в правописании которых они сомневаются. Все ошибки исправляются сразу же. На один и тот же вопрос учитель дважды не отвечает. Педагог может разрешить на вопросы и ученикам, но тем, которые могут дать правильный ответ. После консультации, полученной у учителя или у одноклассника, работы сдаются на проверку.

Второй вариант: ученик пишет весь диктант с пропуском тех написаний, в которых он сомневается. Затем справляется в орфографическом словаре о тех написаниях, в которых он сомневался, и заполняет пропуски. Каждому ученику предоставляется возможность в сомнительных случаях спрашивать у учителя, смотреть в словаре. Диктант «Проверяю себя» можно применять на всех этапах усвоения учебного материала.

При проверке учитель не учитывает исправления, сделанные учащимися в подчёркнутых ими же словами, но оценивает работы строго, так как у учеников была возможность исправить все ошибки. Такие требования повышают активность учащихся, вырабатывают у них навыки самоконтроля, умение внимательно слушать, читать и видеть написанное. Учитель оценивает не столько сам диктант, сколько плодотворный труд учащихся на уроке .

Распределительный диктант – это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя.

Комбинированный диктант содержит в себе элементы предупредительного, объяснительного и контрольного диктантов в их различных вариантах. Вначале даётся несколько предложений для предварительного объяснения (3 – 4), затем несколько предложений для попутного с записью и последующего (после записи) объяснения правописания слов на те правила, которым посвящён урок. Вслед за этим на данном же уроке проводится запись нескольких предложений по способу контрольного диктанта с целью проверки степени усвоения учащимися соответствующего навыка. Проверка написанного проводится здесь же, вслед за записью.

Проводится после того, как учащиеся хорошо освоятся с названными видами диктантов, на уроках обобщения или повторения больших по объёму тем и целых разделов курса.

Такой вид диктанта оживляет работу, а потому делает её более интересной для учеников, активизирует их.

Графический диктант – диктант с полной или частичной записью диктуемого условными обозначениями. Графическая запись диктуемого имеет ограниченные возможности. Она эффективна при работе с отдельными словами, словосочетаниями и предложениями и неэффективна при работе со связным текстом. Применение данного типа диктанта возможно потому, что существуют единообразные обозначения частей слова, членов предложения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Представление результатов научных исследований
Основным материально зримым продуктом научного труда являются различные виды научных публикаций, прежде всего научные статьи и отчеты. Есть несколько причин, побуждающих ученых описывать и публиковать результаты своих исследований: 1. "Обмен знания на признание", т. е. желание получить признание внутри самого научного сообщества. 2. Немаловажным фактором является и вполне бескорыстная к ...

Личные качества женщины-руководителя
Женщин, особенно молодых специалистов, нередко задевает тот факт, что на руководящие должности выдвигают преимущественно лиц мужского пола. Теоретически и женщины, и мужчины имеют равные возможности стать руководителями, но фактически все выглядит несколько иначе. Основные препятствия на пути продвижения женщины заключаются в следующем: а) недостаток времени (из-за домашних забот женщина нередко ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru