Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Новая педагогика » Типология диктантов и методика их проведения в современной школе » Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Страница 6

Все типы диктантов способствуют прочному становлению орфографических навыков, причём не механически, а путём отработки осознанных мыслительных действий по применению орфографических норм в ходе письма.

Орфографические умения в большей мере, чем другие языковые умения, в силу своей специфики подвержены угасанию, поэтому требуют постоянной тренировки. Работа по орфографии должна осуществляться и при изучении неорфографических тем – фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Наиболее действенным методом для формирования орфографической зоркости считается диктант.

Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча, произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему.

Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.

Известный лингвист В.А. Федоров считал, что «диктант может иметь хорошее значение» в образовании навыка правильного письма.

Орфографические упражнения, по Текучёву, должны строиться так, чтобы в них всегда имелся в виду «главный враг орфографии» – произношение, говор. Должна быть выработана привычка – слышать одно, а писать другое. В целом же Текучёв, как филолог-теоретик, реалистично оценивал место орфографической работы в общей системе занятий по русскому языку. «По-настоящему грамотным, – пишет он в коллективной монографии «Основы методики русского языка в 4-8 классах», можно считать человека, который не только знает орфографию, но и умеет логически правильно и в соответствии с нормами литературного языка выражать свои мысли, осознанно и быстро читать. Поэтому он рекомендует использовать такие упражнения, которые преследуют не только узкоорфографические цели. Это зрительный диктант, диктант «Проверяю себя», свободный диктант, запись выученного наизусть образцового художественного текста.

По своему характеру, способам и целям проведения этот вид упражнения отличается большим разнообразием. Это даёт учителю огромные возможности в выборе той или иной формы работы и в полной мере способствует формированию орфографической зоркости у учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Похожие статьи:

Использование активных форм организации обучения биологии в кружковой работе
Во внеклассной работе можно использовать разнообразные активные формы обучения биологии: деловые и имитационные игры, групповая форма (работа в малых группах над определенными проблемами, проблемными задачами, ситуациями, заданиями). Рассмотрим использование активной формы организации обучения (игра) на примере занятия кружка по теме «Птицы». Цель: обобщить и систематизировать знания по теме, зак ...

Анализ применения моделей педагогического общения
Модели педагогического общения. 1. Модель дикторская ( "Монблан"). Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых. 2. Модель неконтактная ( "Китайская стена&q ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru