Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Новая педагогика » Типология диктантов и методика их проведения в современной школе » Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Страница 6

Все типы диктантов способствуют прочному становлению орфографических навыков, причём не механически, а путём отработки осознанных мыслительных действий по применению орфографических норм в ходе письма.

Орфографические умения в большей мере, чем другие языковые умения, в силу своей специфики подвержены угасанию, поэтому требуют постоянной тренировки. Работа по орфографии должна осуществляться и при изучении неорфографических тем – фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Наиболее действенным методом для формирования орфографической зоркости считается диктант.

Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча, произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему.

Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.

Известный лингвист В.А. Федоров считал, что «диктант может иметь хорошее значение» в образовании навыка правильного письма.

Орфографические упражнения, по Текучёву, должны строиться так, чтобы в них всегда имелся в виду «главный враг орфографии» – произношение, говор. Должна быть выработана привычка – слышать одно, а писать другое. В целом же Текучёв, как филолог-теоретик, реалистично оценивал место орфографической работы в общей системе занятий по русскому языку. «По-настоящему грамотным, – пишет он в коллективной монографии «Основы методики русского языка в 4-8 классах», можно считать человека, который не только знает орфографию, но и умеет логически правильно и в соответствии с нормами литературного языка выражать свои мысли, осознанно и быстро читать. Поэтому он рекомендует использовать такие упражнения, которые преследуют не только узкоорфографические цели. Это зрительный диктант, диктант «Проверяю себя», свободный диктант, запись выученного наизусть образцового художественного текста.

По своему характеру, способам и целям проведения этот вид упражнения отличается большим разнообразием. Это даёт учителю огромные возможности в выборе той или иной формы работы и в полной мере способствует формированию орфографической зоркости у учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Похожие статьи:

Сущность конфликта в педагогическом процессе и фазы его протекания
Наиболее эффективным взаимодействие педагога и учащихся оказывается в случае ориентации обеих сторон на сотрудничество в условиях совместной деятельности. Однако, как показала педагогическая практика, наличие общей цели еще не гарантирует отсутствия различных трудностей и противоречий в ее организации и осуществлении. Отражением этих противоречий между участниками совместной деятельности является ...

Выявление уровня развития самостоятельности детей
В предыдущей главе были рассмотрены теории развития познавательной активности у детей школьного возраста. Для проверки эффективности разработанного комплекса был проведён педагогический эксперимент. Для осуществления экспериментальной работы я перед собой поставила ряд задач: 1. Выявить у детей наличие познавательных интересов, их содержание и направленность. 2. Изучить некоторые особенности само ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru