Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Новая педагогика » Типология диктантов и методика их проведения в современной школе » Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Страница 6

Все типы диктантов способствуют прочному становлению орфографических навыков, причём не механически, а путём отработки осознанных мыслительных действий по применению орфографических норм в ходе письма.

Орфографические умения в большей мере, чем другие языковые умения, в силу своей специфики подвержены угасанию, поэтому требуют постоянной тренировки. Работа по орфографии должна осуществляться и при изучении неорфографических тем – фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Наиболее действенным методом для формирования орфографической зоркости считается диктант.

Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча, произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему.

Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.

Известный лингвист В.А. Федоров считал, что «диктант может иметь хорошее значение» в образовании навыка правильного письма.

Орфографические упражнения, по Текучёву, должны строиться так, чтобы в них всегда имелся в виду «главный враг орфографии» – произношение, говор. Должна быть выработана привычка – слышать одно, а писать другое. В целом же Текучёв, как филолог-теоретик, реалистично оценивал место орфографической работы в общей системе занятий по русскому языку. «По-настоящему грамотным, – пишет он в коллективной монографии «Основы методики русского языка в 4-8 классах», можно считать человека, который не только знает орфографию, но и умеет логически правильно и в соответствии с нормами литературного языка выражать свои мысли, осознанно и быстро читать. Поэтому он рекомендует использовать такие упражнения, которые преследуют не только узкоорфографические цели. Это зрительный диктант, диктант «Проверяю себя», свободный диктант, запись выученного наизусть образцового художественного текста.

По своему характеру, способам и целям проведения этот вид упражнения отличается большим разнообразием. Это даёт учителю огромные возможности в выборе той или иной формы работы и в полной мере способствует формированию орфографической зоркости у учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Похожие статьи:

Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей
Учитывая результаты диагностических исследований, полученных на констатирующем этапе эксперимента, были внесены изменения в условия формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей, входящих в состав экспериментальной группы. В целях оптимизации процесса формирования у студентов, будущих учителей, ценностного отношения к профессиональной де ...

Методика работы над орфограммами, регулируемыми правилами
В работе над орфограммами, регулируемыми правилами выделяются два этапа: ознакомление с орфограммой и правилом; формирование орфографических умений. Ознакомление с орфограммой и правилом складывается из следующих элементов: восприятия слов; ознакомления с условиями выбора правописной нормы и с опознавательным признаком орфограмм данного типа; запоминания и воспроизведения учащимися нового правила ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru