Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Новая педагогика » Типология диктантов и методика их проведения в современной школе » Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Страница 5

Методика проведения диктанта-перевода. Учитель читает белорусский текст, учащиеся слушают, делают устный перевод, анализируют правописание слов. Затем учитель медленно читает каждое предложение, чтобы дать ученикам возможность записать. После записи всего текста ученики самостоятельно проверяют его, слушая повторное чтение учителем белорусского текста .

Особенность свободного диктанта в том, что учащимся предоставляется право записывать текст не дословно, а с некоторыми изменениями в подборе слов и построению предложений, сохраняя при этом основное содержание. Текст для такого диктанта принимают сплошной, причем такой, чтобы легко делился на части из двух-трех объединенных содержанием предложений. Сначала учитель читает весь текст, а затем диктует по два-три предложения без повторения, а ученики пишут в свободном изложении. После записи всего текста ученикам дается возможность самостоятельно проверить написанное.

Свободный диктант – это также работа по развитию речи, так как способствует обогащению лексики ученика, вырабатывает самостоятельность в передаче мыслей, составляя переходное звено от диктанта к пересказу. Для укрепления орфографических навыков свободный диктант имеет меньшее значение по сравнению с другими учебными диктантами, потому свободный запись текста создает для учащихся возможность избегать трудных в орфографическом отношении слов, заменять их другими.

Чтобы подчинить свободный диктант выполнению орфографических задач, учитель может потребовать обязательно употреблять слова, которые пишутся по определенному правилу.

Контрольный диктант – это проверка не только уровня орфографической и пунктуационной грамотности, но и усвоения ими какого-либо раздела грамматики или отдельных правил правописания.

Цель контрольного диктанта – определить степень усвоения учащимися изученного грамматического материала. Текст для контрольного диктанта надо подбирать связный, интересный по содержанию, воспитывающий, понятный учащимся. В нём не должно быть никаких неожиданностей для учеников. Не следует перенасыщать его трудными орфограммами. Диктовать надо медленно и внятно.

Контрольные диктанты никогда не следует давать спонтанно, учитель должен заранее (примерно за 2-3 недели) определить, какой текст будут писать его учащиеся. Такой подход позволит учителю целенаправленно и постепенно готовить своих учеников к проверочной работе, закрепляя в их памяти языковые признаки, от которых зависит выбор написания.

Контрольный диктант проводится следующим образом:

1. Выразительное чтение текста целиком для понимания его общего содержания.

2. Написание текста по предложениям. Предложение сначала прочитывается (дети не пишут), затем записывается под диктовку по частям (важно соблюдать соответствующую интонацию, правильно членить предложение на речевые такты: дыхание, не более 3 слов, смысловая связь).

3. Проверка записанного предложения.

4. После написания последнего предложения и его проверки проверяется текст целиком. После прочтения каждого предложения следует делать паузу для проверки предложения учениками, когда ещё звучит в голове речь учителя.

Объём контрольного диктанта зависит от класса.

5 класс – 85 – 90 слов;

6 класс – 90 – 100 слов;

7 класс – 100 – 110 слов;

8 класс – 110 – 125 слов;

9 класс – 125 – 145 слов;

10 класс – 145 – 170 слов;

11 класс – 170 – 200 слов.

Кроме широко известных традиционных диктантов, можно проводить нетрадиционные диктанты: словарный диктант с подсказкой; словарный диктант с грамматическим заданием; словарный диктант с элементами игры; «Зоркий глаз» – поиск наибольшего количества орфограмм в тексте; «Справочное бюро»; «Помоги Пете Ошибкину» и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
В эксперименте участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности осуществлялась на базе МДОУ “Детский сад №1 “Первоцвет” г. Чебоксары. Для выявления уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста нами были подобраны четыр ...

Функции и стили педагогического общения
В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции. Первая функция - "открытие" ребенка на общение - призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в школе, во время внеклассного мероприятия. В состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, смелее проявляют себя, не боятся показаться см ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru