Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Новая педагогика » Типология диктантов и методика их проведения в современной школе » Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Страница 5

Методика проведения диктанта-перевода. Учитель читает белорусский текст, учащиеся слушают, делают устный перевод, анализируют правописание слов. Затем учитель медленно читает каждое предложение, чтобы дать ученикам возможность записать. После записи всего текста ученики самостоятельно проверяют его, слушая повторное чтение учителем белорусского текста .

Особенность свободного диктанта в том, что учащимся предоставляется право записывать текст не дословно, а с некоторыми изменениями в подборе слов и построению предложений, сохраняя при этом основное содержание. Текст для такого диктанта принимают сплошной, причем такой, чтобы легко делился на части из двух-трех объединенных содержанием предложений. Сначала учитель читает весь текст, а затем диктует по два-три предложения без повторения, а ученики пишут в свободном изложении. После записи всего текста ученикам дается возможность самостоятельно проверить написанное.

Свободный диктант – это также работа по развитию речи, так как способствует обогащению лексики ученика, вырабатывает самостоятельность в передаче мыслей, составляя переходное звено от диктанта к пересказу. Для укрепления орфографических навыков свободный диктант имеет меньшее значение по сравнению с другими учебными диктантами, потому свободный запись текста создает для учащихся возможность избегать трудных в орфографическом отношении слов, заменять их другими.

Чтобы подчинить свободный диктант выполнению орфографических задач, учитель может потребовать обязательно употреблять слова, которые пишутся по определенному правилу.

Контрольный диктант – это проверка не только уровня орфографической и пунктуационной грамотности, но и усвоения ими какого-либо раздела грамматики или отдельных правил правописания.

Цель контрольного диктанта – определить степень усвоения учащимися изученного грамматического материала. Текст для контрольного диктанта надо подбирать связный, интересный по содержанию, воспитывающий, понятный учащимся. В нём не должно быть никаких неожиданностей для учеников. Не следует перенасыщать его трудными орфограммами. Диктовать надо медленно и внятно.

Контрольные диктанты никогда не следует давать спонтанно, учитель должен заранее (примерно за 2-3 недели) определить, какой текст будут писать его учащиеся. Такой подход позволит учителю целенаправленно и постепенно готовить своих учеников к проверочной работе, закрепляя в их памяти языковые признаки, от которых зависит выбор написания.

Контрольный диктант проводится следующим образом:

1. Выразительное чтение текста целиком для понимания его общего содержания.

2. Написание текста по предложениям. Предложение сначала прочитывается (дети не пишут), затем записывается под диктовку по частям (важно соблюдать соответствующую интонацию, правильно членить предложение на речевые такты: дыхание, не более 3 слов, смысловая связь).

3. Проверка записанного предложения.

4. После написания последнего предложения и его проверки проверяется текст целиком. После прочтения каждого предложения следует делать паузу для проверки предложения учениками, когда ещё звучит в голове речь учителя.

Объём контрольного диктанта зависит от класса.

5 класс – 85 – 90 слов;

6 класс – 90 – 100 слов;

7 класс – 100 – 110 слов;

8 класс – 110 – 125 слов;

9 класс – 125 – 145 слов;

10 класс – 145 – 170 слов;

11 класс – 170 – 200 слов.

Кроме широко известных традиционных диктантов, можно проводить нетрадиционные диктанты: словарный диктант с подсказкой; словарный диктант с грамматическим заданием; словарный диктант с элементами игры; «Зоркий глаз» – поиск наибольшего количества орфограмм в тексте; «Справочное бюро»; «Помоги Пете Ошибкину» и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Особенности объёма зрительного внимания
Данное задание вызвало у детей особые затруднения, так как для того что бы успешно справиться с этим заданием детям было нужно не только внимательно смотреть на образец, но и запоминать расположение точек в клетках, что значительно усложняло задачу. Проведём более подробный анализ результатов, полученных в ходе проведения исследования уровня сформированности объёма зрительного внимания у детей до ...

Организация и содержание занятий
Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Это ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru