Творческий диктант. Это такой вид диктанта, при котором диктуемый текст ученики записывают с изменениями. Изменения могут быть различные:
ввести в диктуемый текст слова (прилагательные, причастия, наречия);
изменить грамматическую форму отдельных слов (заменить именительный падеж существительных творительным, согласовав все слова)
заменить одно слово другим (множественное число единственным, несовершенный вид совершенным и т.д.)
подобрать синонимы, антонимы.
Цель творческого диктанта – развитие речи учащихся, закрепление правописания, повторение изученных ранее орфограмм. Проводится творческий диктант следующим образом. Учитель перед диктантом объясняет ученикам, какие изменения они должны внести в текст диктанта во время записи предложений. Затем читает весь текст (конечно, без слов, которые надо вставить, или без изменения формы слов), потом ещё раз напоминает учащимся задание и начинает диктовать предложения, делая длительные паузы, имея в виду среднего ученика.
После записи всего текста несколько учащихся обязательно читают свои работы, называя вставленные или изменённые ими слова. В конце урока учитель читает полностью текст и делает вывод о значении включённых грамматических категорий.
Творческие диктанты активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают их речь, закрепляют навыки грамотного письма, вызывают у детей живой интерес к слову.
Диктант по началу – вид творческого диктанта. Учитель подбирает или сам составляет текст, в котором есть интригующий момент, часто начинающийся со слов: «как вдруг», «неожиданно», «однажды», «увидел» и т. д.
Перед началом работы учитель сообщает учащимся, что они должны будут сами придумать продолжение текста, начало которого запишут под диктовку в тетради. Продолжение должно соответствовать продиктованному началу.
Цель диктанта по началу – развивать у учащихся творческие способности, учить выражать мысли своими словами, в логической последовательности излагать события.
Диктант по картине формирует у учащихся умение точно, выразительно описывать предметы, явления, изображённые художником.
Учитель должен подбирать картину с учётом того грамматического задания, которое он даёт ученикам. Необходимо, чтобы при описании картины грамматические средства сами диктовались её содержанием. Так, например, описание картин пейзажного характера требует использования прилагательных, причастий, однородных и неоднородных определений, уточняющих слов и т.д.
Перед диктантом учитель вывешивает картину и очень кратко сообщает сведения о художнике и о его замысле. Затем учитель читает подготовленный им текст диктанта, показывая при этом на картине описываемые предметы. После знакомства детей с текстом, в котором пропущены грамматические категории, учитель читает отдельные предложения, а ученики записывают, вводя в текст нужные слова, называющие действия, предметы, признаки.
Если диктант проводится впервые, то подготовительная работа занимает больше времени: учитель вместе с учениками анализирует картину, составляет текст, ученики вместе с учителем подбирают слова для вставки.
Диктант по картине способствует развитию речи, он является интересным видом работы, подготавливающим к самостоятельным сочинениям по картине, расширяет кругозор, обогащает словарный запас, прививает интерес к искусству
Диктант-перевод. Это один из сложных видов диктанта, так как учитель подбирает текст на белорусском языке, читает его по-белорусски, а ученики должны сделать перевод и записать по-русски. Цель диктанта-перевода – научить детей свободно владеть русским языком, уметь сопоставлять правописание русских слов с правописанием соответствующих им белорусских слов.
Похожие статьи:
Констатирующий эксперимент. Диагностика уровней познавательного развития
старших дошкольников
Для выявления уровней эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста, использовались иллюстрации Т.Г. Юфа. Проведём с детьми беседу о иллюстрациях Юфа и Ивана Билибина. Предлагаем детям рассмотреть и ответить на вопросы к иллюстрации Т.Г. Юфа к сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Что художница изобразила на рисунке? В какой позе находится царевна? Расс ...
Экспериментальное обоснование форм и методов формирования
рефлексивных умений студентов
На основе анализа теоретической литературы и результатов констатирующего эксперимента были сделаны выводы о том, что рефлексивные умения будущих учителей могут быть сформированы следующими путями: 1) Через включение специальных приемов рефлексивного обучения в традиционные педагогические курсы, например, «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Педагогические технолог ...