Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Новая педагогика » Типология диктантов и методика их проведения в современной школе » Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Страница 4

Творческий диктант. Это такой вид диктанта, при котором диктуемый текст ученики записывают с изменениями. Изменения могут быть различные:

ввести в диктуемый текст слова (прилагательные, причастия, наречия);

изменить грамматическую форму отдельных слов (заменить именительный падеж существительных творительным, согласовав все слова)

заменить одно слово другим (множественное число единственным, несовершенный вид совершенным и т.д.)

подобрать синонимы, антонимы.

Цель творческого диктанта – развитие речи учащихся, закрепление правописания, повторение изученных ранее орфограмм. Проводится творческий диктант следующим образом. Учитель перед диктантом объясняет ученикам, какие изменения они должны внести в текст диктанта во время записи предложений. Затем читает весь текст (конечно, без слов, которые надо вставить, или без изменения формы слов), потом ещё раз напоминает учащимся задание и начинает диктовать предложения, делая длительные паузы, имея в виду среднего ученика.

После записи всего текста несколько учащихся обязательно читают свои работы, называя вставленные или изменённые ими слова. В конце урока учитель читает полностью текст и делает вывод о значении включённых грамматических категорий.

Творческие диктанты активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают их речь, закрепляют навыки грамотного письма, вызывают у детей живой интерес к слову.

Диктант по началу – вид творческого диктанта. Учитель подбирает или сам составляет текст, в котором есть интригующий момент, часто начинающийся со слов: «как вдруг», «неожиданно», «однажды», «увидел» и т. д.

Перед началом работы учитель сообщает учащимся, что они должны будут сами придумать продолжение текста, начало которого запишут под диктовку в тетради. Продолжение должно соответствовать продиктованному началу.

Цель диктанта по началу – развивать у учащихся творческие способности, учить выражать мысли своими словами, в логической последовательности излагать события.

Диктант по картине формирует у учащихся умение точно, выразительно описывать предметы, явления, изображённые художником.

Учитель должен подбирать картину с учётом того грамматического задания, которое он даёт ученикам. Необходимо, чтобы при описании картины грамматические средства сами диктовались её содержанием. Так, например, описание картин пейзажного характера требует использования прилагательных, причастий, однородных и неоднородных определений, уточняющих слов и т.д.

Перед диктантом учитель вывешивает картину и очень кратко сообщает сведения о художнике и о его замысле. Затем учитель читает подготовленный им текст диктанта, показывая при этом на картине описываемые предметы. После знакомства детей с текстом, в котором пропущены грамматические категории, учитель читает отдельные предложения, а ученики записывают, вводя в текст нужные слова, называющие действия, предметы, признаки.

Если диктант проводится впервые, то подготовительная работа занимает больше времени: учитель вместе с учениками анализирует картину, составляет текст, ученики вместе с учителем подбирают слова для вставки.

Диктант по картине способствует развитию речи, он является интересным видом работы, подготавливающим к самостоятельным сочинениям по картине, расширяет кругозор, обогащает словарный запас, прививает интерес к искусству

Диктант-перевод. Это один из сложных видов диктанта, так как учитель подбирает текст на белорусском языке, читает его по-белорусски, а ученики должны сделать перевод и записать по-русски. Цель диктанта-перевода – научить детей свободно владеть русским языком, уметь сопоставлять правописание русских слов с правописанием соответствующих им белорусских слов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Методические разработки
Урок 1. Урок – игра «Русское лото» Условия игры: в игре участвуют пять команд. Каждая команда получает карточку, в которой указаны номера десяти вопросов. Учитель или ведущий игры достает из мешка бочонок с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если команда ...

Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания
Гармоничное развитие ребенка является важнейшей предпосылкой формирования духовной и физической сфер взрослого человека . Младший школьный возраст - один из благоприятных периодов для развития психических процессов. Большинство ученых убеждены в огромной роли данного возрастного отрезка в формировании и развитии познавательных процессов. Этой проблеме посвящено достаточное количество исследований ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru