Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Новая педагогика » Типология диктантов и методика их проведения в современной школе » Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Страница 4

Творческий диктант. Это такой вид диктанта, при котором диктуемый текст ученики записывают с изменениями. Изменения могут быть различные:

ввести в диктуемый текст слова (прилагательные, причастия, наречия);

изменить грамматическую форму отдельных слов (заменить именительный падеж существительных творительным, согласовав все слова)

заменить одно слово другим (множественное число единственным, несовершенный вид совершенным и т.д.)

подобрать синонимы, антонимы.

Цель творческого диктанта – развитие речи учащихся, закрепление правописания, повторение изученных ранее орфограмм. Проводится творческий диктант следующим образом. Учитель перед диктантом объясняет ученикам, какие изменения они должны внести в текст диктанта во время записи предложений. Затем читает весь текст (конечно, без слов, которые надо вставить, или без изменения формы слов), потом ещё раз напоминает учащимся задание и начинает диктовать предложения, делая длительные паузы, имея в виду среднего ученика.

После записи всего текста несколько учащихся обязательно читают свои работы, называя вставленные или изменённые ими слова. В конце урока учитель читает полностью текст и делает вывод о значении включённых грамматических категорий.

Творческие диктанты активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают их речь, закрепляют навыки грамотного письма, вызывают у детей живой интерес к слову.

Диктант по началу – вид творческого диктанта. Учитель подбирает или сам составляет текст, в котором есть интригующий момент, часто начинающийся со слов: «как вдруг», «неожиданно», «однажды», «увидел» и т. д.

Перед началом работы учитель сообщает учащимся, что они должны будут сами придумать продолжение текста, начало которого запишут под диктовку в тетради. Продолжение должно соответствовать продиктованному началу.

Цель диктанта по началу – развивать у учащихся творческие способности, учить выражать мысли своими словами, в логической последовательности излагать события.

Диктант по картине формирует у учащихся умение точно, выразительно описывать предметы, явления, изображённые художником.

Учитель должен подбирать картину с учётом того грамматического задания, которое он даёт ученикам. Необходимо, чтобы при описании картины грамматические средства сами диктовались её содержанием. Так, например, описание картин пейзажного характера требует использования прилагательных, причастий, однородных и неоднородных определений, уточняющих слов и т.д.

Перед диктантом учитель вывешивает картину и очень кратко сообщает сведения о художнике и о его замысле. Затем учитель читает подготовленный им текст диктанта, показывая при этом на картине описываемые предметы. После знакомства детей с текстом, в котором пропущены грамматические категории, учитель читает отдельные предложения, а ученики записывают, вводя в текст нужные слова, называющие действия, предметы, признаки.

Если диктант проводится впервые, то подготовительная работа занимает больше времени: учитель вместе с учениками анализирует картину, составляет текст, ученики вместе с учителем подбирают слова для вставки.

Диктант по картине способствует развитию речи, он является интересным видом работы, подготавливающим к самостоятельным сочинениям по картине, расширяет кругозор, обогащает словарный запас, прививает интерес к искусству

Диктант-перевод. Это один из сложных видов диктанта, так как учитель подбирает текст на белорусском языке, читает его по-белорусски, а ученики должны сделать перевод и записать по-русски. Цель диктанта-перевода – научить детей свободно владеть русским языком, уметь сопоставлять правописание русских слов с правописанием соответствующих им белорусских слов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Метод проектов как наиболее адекватная образовательная технология развития «высших компетентностей»
Современный анализ метода проектов, с нашей точки зрения, не может обойти концепцию «высших компетентностей» Дж. Равена и его анализ передовой педагогической практики. К сожалению, основные педагогически ориентированные работы Равена не переведены на русский язык, однако мы уже «имеем под рукой» две его книги. Дадим слово самому автору при кратком изложении его одной из основных педагогических ра ...

Приёмы работы с рифмовками
Главное в работе каждого учителя – это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск. В значительной мере этому способствует работа над поэтическими произведениями, которые развивают ребёнка, обогащают его духовный мир, прививают чуткость к поэтическому слову, радуют и изумляют музыкальностью и яркостью языка, учат ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru