Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Новая педагогика » Типология диктантов и методика их проведения в современной школе » Диктант как метод формирования орфографической зоркости

Страница 2

Во время проведения слухового предупредительного диктанта после повторения нужных орфографических правил учитель читает текст и коллективно обсуждается правописание орфограмм, которые закрепляются. Затем текст записывают и проверяют.

Комментированный диктант предполагает объяснение правописания сложных орфограмм в процессе записи текста. Цель этого вида диктанта – развивать у учащихся умение логически мыслить и предельно кратко формулировать грамматические правила, выделяя главное. Во время комментирования у учащихся одновременно работают три вида памяти: зрительная, слуховая и моторная.

Проводить его следует так: учащиеся класса под диктовку записывают текст. В это время один из учеников по заданию учителя вслух называет слова со сложной для написания орфограммой и выясняет, как нужно писать то или иное слово в соответствии с правилом. Этот диктант проводят тогда, когда только начался процесс закрепления изученных орфограмм или когда случаются особенно сложные случаи правописания слов.

Пользоваться комментируемым диктантом надо изредка. На проведение его следует отводить 7-15 минут.

Объяснительный диктант отличается от предупредительного тем, что объяснения правописания орфограмм осуществляется после записи текста. Объяснительный диктант зачастую проводится двумя способами.

Первый способ. После определения цели и задачи работы ученики записывают текст под диктовку учителя. А потом записанный текст проверяется. Ученики читают предложение за предложением, выясняют правописание орфограмм, опираясь на соответствующие орфографические правила. Желательно, чтобы в этом случае учащиеся имели возможность сверить написанное ими с текстом, который спроектирован на экран или заранее записан на доске и открыт на время проверки.

Второй способ. Учитель диктует, один из учеников пишет на доске, а остальные – в тетрадях. После записи каждого предложения ученики исправляют допущенные ошибки, обсуждают правописание соответствующих орфограмм и повторяют правила. Разумеется, при проведении объяснительного диктанта этим способом необходимо обеспечить полную самостоятельность в работе учащихся, а то диктант может превратиться в списывания и не достигнет своей цели.

Выборочный диктант предусматривает выписывание из текста только отдельных слов, словосочетаний или предложений в целях и задачах урока. Выборочный диктант может быть различной сложности, а именно: из диктанта выписывают отдельные слова и выясняют правописание их; слова не только выписывают, но и относят к определенной группе, помещают в соответствующую колонку (например, выписывают слова с ъ и ь в две колонки.

Выборочный диктант – довольно ценный вид упражнений, так как, во-первых, требует сознательного, вдумчивого отношения к работе и фактически исключает механическую запись, ведь в тексте необходимо распознать и отобрать только слова, которые пишутся по определенному правилу; во-вторых, за сравнительно короткое время ученики записывают большое количество слов, следовательно, прорабатывают правописание орфограмм на широкой лексической базе.

Выборочные диктанты могут быть предупредительные, объяснительные и творческие.

Словарный диктант состоит из отдельных слов на определённое правило. Перед учащимися ставится грамматическая задача – вспомнить правила правописания данных слов, не зависящих от контекста, и правильно их записать. Этот диктант удобен тем, что даёт возможность при минимальной затрате времени повторить или закрепить конкретные орфографические правила.

Методика проведения словарного диктанта зависит от того, каким он является: предупредительным, объяснительным или контрольным. Количество слов зависит от возрастных особенностей учащихся:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Выводы и рекомендации по использованию игровых технологий на уроках географии
Необходимо систематизировать полученные в ходе изучения литературы и подтвержденные исследованием, сведения о традиционной форме и инновационной форме урока. По проведенному исследованию можно сделать вывод, что традиционные и инновационные формы урока с применением игровых технологий имеют как недостатки, так и достоинства. Несмотря на высокую степень эффективности инновационных форм урока в про ...

Грамматические упражнения на основе социокультурного подхода для формирования грамматических навыков
Задачей нашего исследования являлась разработка с упражнений на формировании социокультурной компетенции на уроках английского языка на среднем этапе (на материале УМК «Happy English - 3» В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа 8 класс). Работа по реализации данной цели проходила по двум этапам: 1 этап - констатирующий 2 этап - контрольный На констатирующем этапе нами был определен методологический аппарат исслед ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru