Арсенал форм уроков современного учителя географии не просто обновляется под влиянием, прежде всего, усиливающейся роли личности учащихся в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Действительно, учитель в меру своих скромных возможностей пытается на уроке удивить школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причём в позиции активного игрока.
С другой стороны, перед современным учителем географии стоят проблемы, связанные с пересмотром содержания предмета - альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, выбор пути развития в тот или иной период, прогнозирование событий и явлений, нравственно-этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение эти вопросов на уроке невозможно без приобретения опыта ведения диалога, спора и приобщения и творческой деятельности. Умелое общение становится важнейшим фактором в нашей непростой жизни и залогом успеха подрастающего поколения в их последующей деятельности. Коммуникативный диалог и способность к моделированию — это важное умение человека будущего.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что понятие «инновационная форма урока», не имеет чёткого определения, остаётся крайне расплывчатым. Стоит отметить и обилие синонимов, среди которых «инновационный урок», « инновационные технологии урока», «инновационные виды уроков».
Можно выделить два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый подход трактует данный тип урока, как отход от чёткой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приёмов. При втором подходе под нестандартными формами урока подразумеваются формы урока, появившиеся в последнее время и завоёвывающие всё более прочные позиции в современной школе.
Ни тот ни другой подходы не отражают, на наш взгляд, сущность данного педагогического явления.
В научной литературе наметилась тенденция рассматривать нестандартные формы урока как формы интерактивного обучения или учебные знания «в режиме интерактива» (взаимодействия).
Г.К. Селевко предлагает рассматривать нестандартные формы урока как «технологии». Он употребляет термин «инновационные технологии урока» и характеризует их как «основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания инновационных структурах и методах».
Нестандартные формы урока могут стать основой для продолжения одного из серьёзнейших претворений современной образовательной системы между потребностью общества в новых подходах и организации учебного воспитательного процесса и целесообразностью сохранения традиционных форм обучения и воспитания.
Таким образом, большинство методистов отмечают, что с одной стороны, использование нестандартных форм урока способствовало решению задач творческого развития личности, а с другой стороны, привело к снижению уровня образованности, так как, несмотря на высокую степень эффективности нестандартных форм урока в процессе обучения они имеют и свои минусы. Как отмечает Л.Н. Боголюбов, «практика проведения уроков в игровых формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение к ним может дать обратный результат. Это объясняется различным потенциалом нестандартных форм урока в реализации целей обучения и тем, что у каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны».
Похожие статьи:
Социокультурный подход в обучении иностранным языкам
В настоящее время существует великое множество подходов к обучению, предлагаемых методикой, педагогикой, дидактикой и другими науками. Мы остановились на тех, которые получили наибольшее распространение в нашей стране. С точки зрения Бим И.Л. «подход – это самая общая исходная концептуальная позиция, отталкиваясь от которого исследователь (сознательно или бессознательно) рассматривает большинство ...
Тематические вечера
Среди массовых мероприятий по «Технологии» выделяются тематические вечера, посвящённые знаменательным датам в области науки и техники, определенной теме. Тематически утренники (вечера) представляют собой мероприятия, главным содержанием которых является сообщение новой для учащихся информации. Разделение их на «утренники» и «вечера» и сами эти термины условны и определяются возрастом учащихся. На ...