Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля

Страница 1

Контроль играет большую роль в повышении качества учебно-воспитательного процесса в любой педагогической системе. Там, где дело касается контроля, мелочей быть не может. Контроль за работой людей весьма тонкое дело: контролируя, можно повысить инициативу тружеников, но можно и приглушить ее. Умелый, эффективный контроль - целая наука. Эффективное определение способов внутришкольного контроля возможно лишь на основе уточнения степени влияния ранее предпринятых и предпринимаемых действий, на основе внедрения достижений из области психолого-педагогической теории и практики. И еще на основе объективности. “Чтобы избежать субъективизма в оценке труда педагога, - отмечает в своей работе Г.В. Ельников, - надо опираться не только на достаточное количество фактов, но и учитывать условия, в которых он работает, а также его возможности. Объективные оценки исключают предвзятое или снисходительное отношение к отдельным работникам” .

Для обеспечения психолого-педагогических условий эффективности внутришкольный контроль необходимо проводить поэтапно. Кратко охарактеризуем эти этапы.

Мобилизационный этап, включает в себя четкое определение цели и объектов контроля. Педагогический коллектив своевременно знакомится с задачами контроля, способами его осуществления и своими обязанностями, что требуется для достижения цели, какими параметрами важно руководствоваться в процессе ее решения.

Экспериментальный этап. Предполагает включение учителей в различные виды творческой работы по заданной программе.

Итоговый уточняющий этап. Происходит прием предварительно полученной информации, ее анализ, уточняется степень сформированности конкретных умений учащихся.

Этап прогнозирования деятельности требует включения дополнительной информации в экспериментальную программу, нацеленности педагогов на ее осмысление, а так же обеспечения взаимосвязи руководства, взаимоконтроля и самоконтроля в процессе прогнозирования поиска. Учителя осмысливают новые приемы воздействия на учащихся с целью более успешного их обучения и воспитания.

Такой подход к организации и осуществлению внутришкольного контроля правомерно рассматривать как динамический процесс, в котором творчески работающий учитель включается в постоянный поиск наиболее эффективных средств воздействия на учащихся. Важно, как отмечает В.И. Затвязинский и то, что итоговый уточняющий этап в системе контроля помогает осуществлять постоянную коррекцию деятельности учителей, а прогнозирующий - нацеливает их на постоянный творческий поиск.

Эффективность контроля - это, прежде всего, повышение качества учебно-воспитательной работы учителя и качества знаний, умений и навыков учащихся. Контроль за уроком - не самоцель, а педагогическая необходимость, выдвигаемая самой сутью учебного процесса, состоянием дел, его результатами в той или ином классе, у того или иного учителя.

Учителя не любят проверок и проверяющих. Это происходит в том случае, когда проверка не приносит учителю сколько-нибудь ощутимой пользы, а сами проверяющие не готовы ни к проверке, ни к анализу и квалифицированным рекомендациям учителю. Главная, принципиально важная сущность психолого-педагогической эффективности внутришкольного контроля - дать глубокий анализ причин успехов или неудач, проверить, чтобы помочь учителю. Чтобы добиться лучших результатов в обучении и воспитании, нужно глубоко знать все сильные и слабые стороны в ведении уроков каждым учителем школы с тем, чтобы активно вмешиваться в процесс обучения и воспитания.

В основе эффективной проверки за состоянием учебно-воспитательного процесса на долю за качеством преподавания уроков приходится 80-90 процентов всего времени, затрачиваемого администрацией школы на внутришкольный контроль. С урока начинается школа, с урока начинается учитель, воспитывающий ученика как не просто носителя определенной суммы знаний, но и как гражданина. В течение учебного года заместитель директора обязан посетить 180-200 уроков.

Из множества задач эффективного внутришкольного контроля в первую очередь необходимо выделить самые главные, самые существенные, наиболее активно влияющие в положительном или отрицательном смысле на качество знаний, умений и навыков учащихся, на развитие их воспитанности, на качество уроков и выполнение требований государственных программ. В каждой школе сложилась своя специфика, свои особенности и, следовательно, цели контроля. Однако есть и такие аспекты организации и методики урока, которые присущи в большей или меньшей степени любому педагогическому коллективу, например, изучение работы системы уроков учителя, добившегося высоких показателей в труде, чтобы раскрыть секреты его успехов и распространить их в коллективе, сделав успех одного достоянием всех. Но объектом изучения могут стать и уроки учителя, которому не удается пока высокая результативность, хотя он и затрачивает не меньше усилий. Система работы такого учителя изучается с другой целью: найти совокупность причин, мешающих добиться высоких результатов, и определить пути их устранения.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Пути и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей дошкольного возраста
Процесс формирования знаний происходит как в стихийной форме, так и в процессе целенаправленного обучения. Обучение -процесс целенаправленной передачи исторического опыта, организации формирования знаний, умений и навыков. В обучении используются наглядные, словесные, игровые, практические методы. Методы обучения рассматриваются как способы работы педагога с детьми с целью приобретения последними ...

Возникновение и развитие графической иллюстрации в России
Книга, - одно из самых значительных явлений культуры. Но помимо писателей книгу создают и художники, которые занимаются её оформлением. К иллюстрированию литературных произведений в России обращались такие известные художники, как: А.А. Агин, В.Ф. Тимм, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, В.М. Васнецов, Л.О. Пастернак, М.А. Врубель и другие. Но несмотря на это книжная иллюстрация до конца 19 ве ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru