Понятие управления. Качества, присущие руководителю

Страница 1

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.

Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, руководства, мотивации сотрудников и контроля.

Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».

Для успешного управления трудовым коллективом руководитель должен обладать определенным набором качеств, которые подразделяются на деловые, политические и моральные.

Деловые качества характеризуются наличием у руководителя высокой научно-технической и экономической подготовки и знаний в области государственного законодательства, педагогики, организаторских способностей. Политические качества проявляются в его общественно-политической деятельности, привлечении трудящихся к управлению производством, искоренении бюрократизма, заботе об идеологическом воспитании трудящихся. Моральные качества характеризуют руководителя с точки зрения нравственности, человечности, порядочности.

В настоящий период мы переходим к новой управленческой философии, новой управленческой парадигме, что предопределено кардинальным изменением внешней среды предприятия (ужесточение конкуренции на рынках сбыта, сокращение рынков сбыта в связи с возросшей массой конкурентов, сокращением материальных и сырьевых ресурсов, наличием кризисных явлений и т.п.). Все это требует новых, адекватных современным условиям, систем управления на уровне предприятия и предъявляет жесткие требования к личностным качествам руководителя.

Известный специалист в области управленческого консультирования Б. Карлофф выделяет следующие деловые качества, необходимые современному руководителю:

а) умение смоделировать ситуацию, способность к анализу;

б) умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях;

в) способность разработать стратегию изменений;

г) наличие организаторских способностей;

д) способность использовать в ходе изменений надежные, передовые методы управления.

К наиболее существенным личностным (моральным) качествам руководителя можно отнести следующие: уважение к подчиненным; дружелюбие; чувство юмора; умение находить индивидуальный подход к людям; порядочность.

Руководитель, обладающий необходимыми качествами и способностями, умело применяющий их на практике, пользуется заслуженным авторитетом у подчиненных, коллег и вышестоящего звена. Авторитет проявляется в полном признании руководителя и полном доверии к нему. Реальный авторитет складывается из личного и служебного авторитета и определяется умением руководителя оставаться в любых обстоятельствах выдержанным, тактичным, доброжелательным и справедливым.

Личные качества руководителя определяют в зависимости от преобладания тех или иных качеств поведения. Достаточно распространенной в настоящий период является следующая классификация типов руководителей, учитывающая личностные особенности.

1) руководитель антрепренер (новатор) – видит преимущества изменений в организации и берется за их реализацию;

2) руководитель – «распределитель ресурсов и работ» – умеет оптимально расставить сроки выполнения заданий и их последовательность, хороший организатор;

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Создание условий в группе для проведения опытов с детьми старшего дошкольного возраста
Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные опыты, педагогу необходимо лишь создать условия для опытнической деятельности. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к проведению опытов в групповой комнате при активном участии родителей мною был создан уголок познавательно-практической деятельности в котором детям предоставлены широкие возможности для д ...

Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике
Все методики обучения литературному иллюстрированию содержат в себе решения различных задач, главной из которых является композиционная. Решение композиционных задач включается во все виды рисования школьников и имеет большое значение в рисовании с натуры и в декоративно-оформительской работе. Особенно важно знать законы композиции и уметь их применять в работе над сюжетными рисунками. Композиция ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru