Нарушения просодического компонента речи у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) в значительной мере обусловлены несовершенством речевой моторики.
Исследование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ЗПР обнаружило определенные нарушения речевой моторики, которые проявлялись в следующем.
При выполнении двигательных проб для губ (растягивание губ в улыбку и вытягивание их в трубочку) большинство дошкольников с задержкой психического развития испытывали трудности в удержании артикуляторной позы или выполняли движения не в полном объеме, что отражалось в интонации голоса ребенка, силе звучания голоса, темпе речи .
Движения языком у дошкольников с ЗПР вызывали определенные трудности, которые проявлялись:
а) в невозможности или недостаточности удержания артикуляторной позы при высовывании узкого языка вперед, при поднимании языка на верхнюю губу;
б) в трудностях удержания языка в спокойном состоянии при его высовывании вперед ;
в) в невозможности фиксации кончика языка при поднятии его на верхнюю губу и при опускании его на нижнюю губу .
Речевое развитие детей с нарушением просодического компонента речи характеризуется рядом отклонений. В большинстве случаев отмечается более позднее, по сравнению с нормой, развитие речи.
Можно утверждать, что различия в интонационном оформлении детских высказываний в зависимости от коммуникативной ситуации объясняются личностным развитием ребенка, т. е. по мере развития личности ребенок принимает все более активное участие в общении, формируется его собственное отношение к предмету разговора, и в зависимости от условий и участников коммуникации меняется языковое поведение ребенка, выражаемое интонационно.
Вывод: Таким образом, просодический компонент у детей старшего дошкольного возраста является сложным и многогранным явлением. Следует отметить, что просодический компонент речи не всегда является ярко выраженным даже у нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста, а у детей ЗПР данный компонент осложняется целым рядом факторов: недостаточным речевым развитием, замедленным психическим развитием, сложностью, связанной с частыми проблемами речевого аппарата. Поэтому, просодический компонент старших дошкольников с ЗПР требует пристального внимания педагогов – логопедов.
Так, например, в речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР часто встречаются контурные слова, или «абрисы», в которых правильно воспроизводятся просодические элементы-ударения в слове, количество слогов: «тититики» (кирпичики), «папата» (лопата), «патина» (машина).
Похожие статьи:
Понятие и сущность правового воспитания
В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст.1 Конституции РФ. Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан п ...
Особенности методики проведения белорусских народных игр
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые, являются как бы игровой прелюдией, даю ...