Одна из стратегических задач развития системы школьного образования состоит в решении проблемы личностно-ориентированного обучения, которое в максимальной мере учитывало бы особенности и способности каждого ученика, создавало условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей.
Среди разнообразных подходов, направленных на реализацию поставленных целей, учебное проектирование (метод проектов) является одним из приоритетных способов, так как:
- процесс обучения строится на основе создания учеником собственных образовательных продуктов и овладении опытом продуктивной деятельности;
- появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;
- процесс обучения строится на основе обучения в сотрудничестве, позволяющей создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса;
- учебное проектирование достаточно легко вписывается в сложившуюся в традиционной школе классно- урочную систему обучения.
Следует отметить, что процесс проектирования складывается из взаимосвязанных этапов и стадий, выработанных в результате длительного опыта и теоретических обоснований. Необходимо отметить, что процесс практического (производственного) проектирования и процесс учебного проектирования имеют ряд различий, связанных в первую очередь с целеполаганием. Если цель производственного проектирования заключается в создании проекта как результата деятельности, то учебное проектирование направлено в первую очередь на овладение учащимися способами и приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностных качеств, при этом сама новизна открытий и продукта проектирования- субъективна. (Таблица 1).
Таблица 1
Алгоритм выполнения проекта
Этапы решения |
Этапы выполнения проекта |
Стадии выполнения проекта |
познавательной задачи | ||
1)Рассмотрение проблемы и |
Предпроектное исследование |
1) Определение целей и задач, |
ее формулировка |
исходя из поставленной проблемы. | |
2) Анализ задачной ситуации |
2) Предпроектный анализ, исходя | |
из заданных условий: | ||
* анализ функционирования | ||
* изучение конструкций, | ||
их технологической и материало- | ||
ведческой реализации, | ||
* эргономическое исследование, | ||
* анализ формально-эстетических | ||
решений, | ||
* анализ безопасности, | ||
* анализ экономического фактора. | ||
3)Построение "субъективной" |
3) Формулирование проектного | |
задачи |
задания. | |
4) Выдвижение гипотез |
Этап эскизного проектирования |
1) Выдвижение первоначальной |
идеи. | ||
2) Эскизное представление. | ||
3) Оценка и экспертиза идей | ||
и выделение лучшей. | ||
5) Выбор плана решения |
Этап рабочего проектирования |
1) Разработка лучшей идеи. |
2) Графическое или макетное | ||
представление идеи. | ||
3) Планирование предстоящей | ||
деятельности и технологическая | ||
разработка. | ||
6) Реализация плана решения |
Этап практической реализации |
1) Организация технологического |
процесса. | ||
2) Выполнение технологических | ||
операций. | ||
3) Самоконтроль и корректирование | ||
хода технологического процесса. | ||
4) Испытание в реальной действительности | ||
7) Оценка |
Рефлексивно- аналитический |
1) Самоанализ результата деят-ти |
правильности действий и |
этап |
2) Экспертная оценка проекта. |
результатов |
3) Представление проекта. | |
4) Потребительская оценка. | ||
5) Самооценка автора проекта. |
Похожие статьи:
Диагностические методики творческого
воображения
Диагностические методики необходимы для выявления как одаренности, так и задержки психического развития с целью своевременной помощи ребенку. Разработка методик актуальна также и в теоретическом плане как условие отбора достоверного и систематизированного материала для решения фундаментальных проблем психологии. Построение методик диагностики определяется общей концепцией развития психики. Следуя ...
Песенный материал для расширения лексического запаса учащихся
Формирование лексического навыка предполагает овладение обучаемым правилами соотнесения конкретной лексической единицы с другими лексическими единицами в лексической группе, овладение навыками выбора и употребления лексики, а также смысловым восприятием лексической единицы в тексте. На начальном этапе обучения дети хорошо воспринимают, запоминают и воспроизводят готовые лексические конструкции, о ...