Одна из стратегических задач развития системы школьного образования состоит в решении проблемы личностно-ориентированного обучения, которое в максимальной мере учитывало бы особенности и способности каждого ученика, создавало условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей.
Среди разнообразных подходов, направленных на реализацию поставленных целей, учебное проектирование (метод проектов) является одним из приоритетных способов, так как:
- процесс обучения строится на основе создания учеником собственных образовательных продуктов и овладении опытом продуктивной деятельности;
- появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;
- процесс обучения строится на основе обучения в сотрудничестве, позволяющей создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса;
- учебное проектирование достаточно легко вписывается в сложившуюся в традиционной школе классно- урочную систему обучения.
Следует отметить, что процесс проектирования складывается из взаимосвязанных этапов и стадий, выработанных в результате длительного опыта и теоретических обоснований. Необходимо отметить, что процесс практического (производственного) проектирования и процесс учебного проектирования имеют ряд различий, связанных в первую очередь с целеполаганием. Если цель производственного проектирования заключается в создании проекта как результата деятельности, то учебное проектирование направлено в первую очередь на овладение учащимися способами и приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностных качеств, при этом сама новизна открытий и продукта проектирования- субъективна. (Таблица 1).
Таблица 1
Алгоритм выполнения проекта
|
Этапы решения |
Этапы выполнения проекта |
Стадии выполнения проекта |
|
познавательной задачи | ||
|
1)Рассмотрение проблемы и |
Предпроектное исследование |
1) Определение целей и задач, |
|
ее формулировка |
исходя из поставленной проблемы. | |
|
2) Анализ задачной ситуации |
2) Предпроектный анализ, исходя | |
|
из заданных условий: | ||
|
* анализ функционирования | ||
|
* изучение конструкций, | ||
|
их технологической и материало- | ||
|
ведческой реализации, | ||
|
* эргономическое исследование, | ||
|
* анализ формально-эстетических | ||
|
решений, | ||
|
* анализ безопасности, | ||
|
* анализ экономического фактора. | ||
|
3)Построение "субъективной" |
3) Формулирование проектного | |
|
задачи |
задания. | |
|
4) Выдвижение гипотез |
Этап эскизного проектирования |
1) Выдвижение первоначальной |
|
идеи. | ||
|
2) Эскизное представление. | ||
|
3) Оценка и экспертиза идей | ||
|
и выделение лучшей. | ||
|
5) Выбор плана решения |
Этап рабочего проектирования |
1) Разработка лучшей идеи. |
|
2) Графическое или макетное | ||
|
представление идеи. | ||
|
3) Планирование предстоящей | ||
|
деятельности и технологическая | ||
|
разработка. | ||
|
6) Реализация плана решения |
Этап практической реализации |
1) Организация технологического |
|
процесса. | ||
|
2) Выполнение технологических | ||
|
операций. | ||
|
3) Самоконтроль и корректирование | ||
|
хода технологического процесса. | ||
|
4) Испытание в реальной действительности | ||
|
7) Оценка |
Рефлексивно- аналитический |
1) Самоанализ результата деят-ти |
|
правильности действий и |
этап |
2) Экспертная оценка проекта. |
|
результатов |
3) Представление проекта. | |
|
4) Потребительская оценка. | ||
|
5) Самооценка автора проекта. |
Похожие статьи:
Нетрадиционный урок, его характерные особенности, типология
Рассмотрение целей и задач учебных занятий по иностранному языку, структуры урока и педагогических требований к нему, особенностей состава учащихся помогает осознать важность, необходимость и сложность выбора путей совершенствования организации обучения. Уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащ ...
Двигательное развитие в онтогенезе
Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии ряда высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.В. Запорожец, В.Н. Аванесова, А.А. Люблинская, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Г.Л. Розенгард-Пупко, П.Я. Гальперин, Л.А. Бенгер, М.Ю. Кистяковская, Ж. Пиаже, А. Валлон, Р.Я. Абрамович-Лехтма ...