Массаж при двигательных нарушениях, обусловленных дизартрией

Новая педагогика » Использование массажа в коррекционно-логопедической работе с дизартриками » Массаж при двигательных нарушениях, обусловленных дизартрией

Страница 1

Известно, что дизартрия это нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Двигательные нарушения, могут быть выражены в разной степени: от паралича до незначительных отклонений в движении органов артикуляции, которые обусловлены нарушением тонуса мышц. В зависимости о клинической формы дизартрии, мышечный тонус может быть повышенным, пониженным или наблюдается мышечная дистония.

В данной главе мне бы хотелось остановиться на трех основных проблемах, которые могут наблюдаться при нарушении тонуса мышц артикуляционного аппарата, обусловленном дизартрией (см. Приложение 9):

1) нарушение положения рта или акта жевания

2) нарушение звукопроизношения, связанного с состоянием мышц губ

3) нарушение звукопроизношения, связанного с состоянием мышц языка.

Первая, обозначенная мной проблема, может характеризоваться разнообразной симптоматикой

, в том числе следующей: ребенок затрудняется широко открыть рот и/или удержать его в этой позиции; рот постоянно несколько приоткрыт, наблюдается гиперсаливация, ребенок отказывается есть твердую пищу при движении нижняя челюсть может отклоняться в сторону и т.п. Данная симптоматика свидетельствует о нарушении мышечного тонуса той группы мышц, которая осуществляет движения нижней челюсти.

В этих случаях, как правило, в первую очередь страдает т. н. группа жевательных мышц.

Таким образом, при составлении комплекса массажных движений, который имеет своей цель восстановление функции движения нижней челюсти и положения рта, необходимо учитывать не только мышцы первично выполняющие данную функцию, но и те мышцы, которые косвенно принимают участие движениях нижней челюсти. Соответственно логопед, выполняя массаж ребенку, имеющем вышеуказанные проблемы должен включить в массажный комплекс область шеи, дна полости рта височную область, область задней части щек, как с наружной, так и внутренней стороны. При этом необходимо учитывать состояние мышечного тонуса. В том случае, если тонус повышен, следует начинать массаж с мышц, косвенно принимающих участие в данных движениях или, иначе говоря, с второстепенных мышц. Напротив, если тонус понижен, следует начинать массаж с основной группы мыши и в первую очередь с жевательной и крыловидных, как несущих основную нагрузку в выполнении данной функции. Только в этом случае можно получить эффективный результат от логопедического массажа.

Вторая проблема, на которой мне бы хотелось остановиться, связана с нарушением двигательной функции мимических мышц лица

. Это мышцы, которые участвуют в образовании различных мимических движений, отражают эмоциональное состояние человека и, соответственно, тесно связаны с эмоциогенными структурами центральной нервной системы.

В этом случае, при составлении комплекса массажа логопеду необходимо учитывать существование двух групп мышц, выполняющих разные функции. Так, круговая мышца рта выполняет только две основные функции: вытягивает губы вперед и сужает ротовую щель. Соответственно при патологии данной мышцы нарушается произношение губных согласных и лабиализованных гласных. Другая группа мышц расположена радиально по отношению к круговой мышце рта.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Познавательно-практическая деятельность как средство развития ребёнка-дошкольника
Желание познать окружающий мир появляется у ребёнка рано. Уже на первом году жизни, удовлетворяя свою потребность в новых впечатлениях, он активно манипулирует игрушками – сжимает, пытается удержать, грызёт, совершает первые ориентировочные движения: нажимает пальцами, бросает и т.д. Овладение способностью самостоятельно передвигаться значительно расширяет познавательные возможности ребёнка. Ему ...

Олимпиада
Среди массовых форм организации внеклассной работы по технологии особое место занимает олимпиада. Предметная олимпиада – состязание учащихся среднего общего, высшего или профессионального образования, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин. Основной целью олимпиады являются: повышение уровня технологических знаний и умений школьник ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru