Новая форма учебной работы - факультативные занятия - была введена постановлением от 10 ноября 1966 г. в целях углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, развития разносторонних интересов и способностей учащихся. Введение факультативных занятий по выбору учащихся явилось важным шагом в деле дальнейшего совершенствования системы всеобщего среднего образования.
За десятилетия, прошедшие со времени введения факультативных занятий в школах, они получили значительное развитие. Миллионы учащихся 7-11 классов углубили свои знания основ наук, расширили кругозор, проверили способности и с учетом опыта факультативного изучения тех или иных предметов выбрали свой жизненный путь.
Изучая состояние факультативов по математике, нельзя не обратить внимания на особую роль, которую они сыграли в деле перестройки среднего математического образования. Они явились фактически широким и естественным каналом проникновения в школу нового содержания курса математики.
Непосредственной разработкой содержания и методики факультативных занятий по математике занимались такие видные ученые, как академик А.Н. Колмогоров, академик Б.В. Гнеденко, А.И. Маркушевич, И.М. Гельфанд, В.Г. Болтянский.
Факультативные занятия появились в советской школе в момент осуществления коренной реформы математического образования, затрагивающей весь курс математики с 1 по 11 класс. С самого начала было ясно, что факультативные курсы по математике в этот период будут носить временный характер, поскольку последовательно вводились новые программы. Поэтому в первый период организации факультативных занятий по математике им сознательно была придана цель служить естественной массовой лабораторией разработки методики и содержания нового курса математики; т.е. программы факультативов были ориентированы на новую школьную программу по математике.
Учитывая эту особенность, все исследования в области теории и практики факультативных занятий можно условно разделить на две группы. К первой из них относятся работы, направленные на решение актуальных методических задач начального периода развития математических факультативов, как-то: разработка содержания и методики проведения
факультативных занятий, создание научно-методического обеспечения математического факультатива, изучение и обобщение опыта факультативных занятий. Работы этой группы были ориентированы на исследование проблем преподавания общего курса математики. Работы второй группы направлены на выявление специфики собственно факультативных занятий, разработку теории этой формы обучения, исследование перспектив развития факультативных занятий по математике и разработку нового содержания и методики обучения.
Особенностью первых программ факультативных занятий было включение в них важнейших тем проекта программы школьного курса, не изучавшихся в то время в школе. К этим темам относятся следующие: «Множество и операции над ними» (7-9 классы), «Начала дифференциального и интегрального исчислений» (9 и 10 классы), «Геометрические преобразования» (7-9 классы), «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» (10 класс), «Метод координат» (8 класс), «Принцип математической индукции (9 класс).
Похожие статьи:
Организация сотрудничества в процессе урока
Сотрудничество - определенные взаимоотношения между участниками совместной деятельности, в которой они равноправны, доверяют, помогают и проявляют терпимость друг к другу, окружающим людям. важнейшими признаками сотрудничества являются 1. Осознание общей цели, которая мобилизует учителя и учащихся; стремление к ее достижению, взаимная заинтересованность в этом; положительная мотивация деятельност ...
Теоретические основы педагогических технологий
Педагогическая технология как система научного знания призвана оптимизировать и обеспечить субъектность воспитательного процесса, который, как известно, может рассматриваться в широком и узком смысле этого слова. Основы такого деления были заложены К.Д. Ушинским, который отмечал: " .воспитание в тесном смысле этого слова, как преднамеренная воспитательная деятельность – школа, воспитатель и ...