Особенности культурного поведения подростков с нарушением интеллекта

Страница 1

В данном параграфе необходимо обратиться к понятию "интеллект", к причинам, вызывающих умственную отсталость, к особенностям поведения подростков с нарушением интеллекта.

Интеллект (от латинского слова intellektus - разумение, понимание, постижение). В психологической науке рассматривается как "относительная устойчивая структура умственных способностей индивида".

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) - это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, а также эмоционально - волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением головного мозга.

Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей. При умственной отсталости ведущим симптомом является также диффузное (количественное) поражение коры головного мозга. Но не исключаются и отдельные (локальные) поражения, что приводит к разнообразию нарушений в развитии психических, особенно высших познавательных, процессов (восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи и др.) и их эмоциональной сфере (повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, вялость).

Нередко у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии (дисплазии, деформация формы черепа и размеров конечностей, нарушения общей, мелкой моторики).

Умственная отсталость - это характеристика интеллекта аномального ребёнка, уже не только и не столько количественная, сколько качественная, показывающая снижение темпа развития интеллекта у такого ребёнка. Остановимся на причинах, вызывающих умственную отсталость. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

К внутренним причинам относятся:

тяжёлое инфекционное заболевание женщины во время беременности (краснуха, грипп);

интоксикация матери под действием ядовитых веществ происходит нарушение обмена веществ;

тяжёлые дистрофии матери, приводящие к расстройству формирования плода;

заражение плода различными паразитами (токсоплазмоз);

заболевания матери сифилисом;

травмы плода (ушиб, удар).

К внешним причинам относятся:

травматические поражения - травма, ушиб, асфиксия, стремительные роды;

различные заболевания головного мозга у ребёнка;

нарушение белкового обмена;

радиация;

неблагоприятная экологическая обстановка.

Следует выделить фактор наследственности. Примерно 75% составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется в несовместимости крови матери и ребёнка, в хромосомных заболеваниях.

Существует три степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.

Большинство среди умственно - отсталых составляют лица, имеющие медицинский диагноз - олигофрения в лёгкой степени дебильности. У них поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период родов или в первые три года жизни.

Дебильность - лёгкая степень умственной отсталости. Такие дети обучаются по специальным образовательным программам, в силу сниженного интеллекта и особенностей эмоционально - волевой сферы. Это физиологически обусловлено недоразвитием аналитико - синтетической функции высшей нервной деятельности, нарушениями фонематического слуха и фонетико - фонематического анализа. Соматические нарушения, общая ослабленность (особенно на ранних годах обучения), нарушения моторики, свойственные большинству детей - дебилов, а также особенностей эмоционально - волевой сферы, системы побудительных мотивов, характера и поведения в значительной степени ограничивают круг их последующей профессионально - трудовой адаптации, социальной адаптации и реабилитации.

При несложной форме умственной отсталости ребёнок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально - волевая сфера относительно сохранена. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально - волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребёнку нарушения отчётливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.

По мнению М.С. Певзнер происхождение нарушенного поведения у разных детей с умственной отсталостью различно. При одной из форм олигофрении нарушение поведения определяются недоразвитием познавательной деятельности, при ней изменения поведения возникают только в той ситуации, которая олигофрену непонятна полностью. При другой форме олигофрении нарушения поведения тесно связаны с имеющимся грубым недоразвитием всей личности. Она так же полагает, что у умственно отсталых детей из-за замедленного развития психики при формировании поведения усиливается роль влечений.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Учим через игру
В начальных классах, особенно в первом классе, работа по энергосбережению реализуется посредством максимального использования дидактических игр с передачей информации в занимательной форме от лица каких-то условных и сказочных персонажей. Познавательная деятельность учеников основана на восприятии материала в основном из устных источников, осмысления полученной информации, ее усвоении в виде знан ...

Проблема наркомании в социальной педагогике
Наркомания – заболевание, выражающееся в физической или психологической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящим к глубокому истощению физических и психических функций организма. За последние четыре года число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло в 6-8 раз. Получили распространение «семейная наркомания» и даже приобщение родите ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru