История искусства книжной графики

Страница 1

История иллюстрации уходит далеко вглубь веков. В Древнем Египте иллюстрации сопровождали написанные на папирусах заклинания и гимны. Сохранились античные образцы первых веков нашей эры в рукописях "Илиады", "Энеиды", а также иллюстрации в византийских, средневековых рукописях.

В Древней Руси уже в XI веке создавались иллюстрации к рукописным книгам ("Остромирово евангелие", "Изборник Святослава"). Они были цветными, украшались золотом, исполнялись тонко. Такие книги делались в одном экземпляре, высоко ценились и стоили очень дорого. Они были недоступны людям, имевшим ограниченные средства, а потребность в книге становилась все более и более насущной. И тогда возникла мысль о печатной книге.

Изобретение книгопечатания в Европе относится к концу XIV - началу XV века. Печать производилась путем прижимания бумаги к доске, на которой гравировался текст иллюстрации. Доски смазывались черной краской, поэтому иллюстрации были такими же черными, как и текст.

До конца XVIII века книгопечатание не подвергалось существенному изменению, но воспроизведение иллюстраций стало более совершенным. Их стали печатать с гравированной металлической доски. Штрихи рисунка получались от углублений, прорезанных резцом. В них затиралась краска, которая при печати переходила на лист бумаги. Кроме резцовой гравюры, был открыт также способ получения углубленных штрихов в металлической доске с помощью травления кислотой (офорт).

Резцовая гравюра и офорт позволили делать иллюстрации гораздо более тонкими и сложными по рисунку, чем на деревянной доске.

Изобретение печати с литографского камня в 1798 году не только удешевило печатание книг, но и дало возможность передавать живой рисунок. В это же время создается так называемая торцовая тоновая репродукционная гравюра, применявшаяся в печати до начала XX века.

Современные офсетные машины позволяют за один прокат нанести на изображение от одной до девяти красок.

Однако развитие и совершенствование способов печати не совпадают с ростом качества самих иллюстраций как произведений искусства. В очень далекие времена, пусть и при наличии скудных средств, но создавались прекрасные иллюстрации, а сейчас, при совершенных способах воспроизведения, встречаются нередко посредственные, а иногда и совсем плохие иллюстрации, которые относятся скорее к ремесленной продукции, чем к искусству. Историю книжной иллюстрации нельзя рассматривать как прямой и последовательный путь к совершенству. В ней были моменты, когда создавались шедевры, но были и периоды упадка, своеобразной утраты художественного мастерства.

Первой иллюстрированной детской книгой в России был знаменитый "Букварь" Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным, вышедший в Москве в 1692 и 1694 годах. В нем имелись прекрасные рисунки, которые сопровождали текст.

Каждой букве отводилась отдельная страница, вверху которой помещалось изображение буквы в виде людей, стоящих в разных позах (отсюда название "Лицевой букварь"). Страницы букваря были украшены изображениями людей, животных, растений, предметов быта и т.п.

Занимательные и высокохудожественные рисунки должны были заинтересовать учащихся, привлечь их к изучению азбуки. Текст и рисунок были органично слиты, иллюстрации несли познавательную нагрузку.

С изобретением в XIX веке фотомеханического способа печати возросли художественные возможности. Иллюстрации смогли передавать любую живописную или графическую технику (карандаш, перо, акварель, гуашь, масло и др.). Художники получили возможность использовать и комбинировать самые разнообразные художественные материалы.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Метод игры на уроках английского языка в младших классах
В данной работе мне хотелось бы представить фрагмент урока "The ABC", с использованием игры, при окончании изучения английского алфавита (см. Приложение). Цель данного урока - проверить знания, умения, навыки по теме "Английский алфавит". Задачи , поставленные учителем - проверить: умения называть буквы. умение называть звуки знания порядка букв в алфавите знание лексики на не ...

Диагностические методики творческого воображения
Диагностические методики необходимы для выявления как одаренности, так и задержки психического развития с целью своевременной помощи ребенку. Разработка методик актуальна также и в теоретическом плане как условие отбора достоверного и систематизированного материала для решения фундаментальных проблем психологии. Построение методик диагностики определяется общей концепцией развития психики. Следуя ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru