Технология педагогической поддержки детей и молодежи в детских организациях

Новая педагогика » Педагогическая поддержка детей и молодежи как целевая функция детских организаций » Технология педагогической поддержки детей и молодежи в детских организациях

Страница 1

Учреждения дополнительного образования объективно более приспособлены для реализации педагогической поддержки, чем школа. Это связано, прежде всего, с психолого-педагогическими особенностями взаимодействия детей и взрослых (добровольность, дифференциация по интересам, демократические стили общения и т.д.), а также, с отсутствием государственных стандартов, позволяющее педагогическим коллективам таких учреждений и самим педагогам дополнительного образования самостоятельно планировать свою деятельность, корректировать программы дополнительного образования с учетом индивидуальных векторов развития детей. Это связано также и с тем, что детей, занимающихся в определенном кружке или студии, может быть в два, а то и в три раза меньше, чем в школьном классе. А значит, педагог может соответственно больше времени уделять педагогической поддержке каждого ребенка. И, наконец, это связано со спецификой деятельности педагога дополнительного образования, основной задачей которого является поддержать ребенка в освоении им программ дополнительного образования. При этом, учитывая, что основной принцип дополнительного образования - это добровольность, педагог дополнительного образования изначально ориентирован на взаимодействие с детьми, на поддержку и развитие их способностей, раскрытие потенциала, на помощь в удовлетворении их познавательных потребностей и интересов.

Можно выделить технологические основы педагогической поддержки:

1. Технология дистанции

Технологически мера организации поддержки проявляется в оптимальном сочетании видов дистанции, которые выбирает педагог в зависимости от состояния ребенка. Обозначим ее как технологию дистанции.

«Далекая» - опосредованная (личностно через родителей, административное лицо - путем включения в систему взаимоотношений с детьми другого субъекта) или предметно опосредованная (через игру, музыкальное произведение, книгу, картину, фотографию, фильм, слайд, рисунок и т.д.), когда педагог обращает внимание на проблему ребенка, оказывает поддержку, но большая доля ответственности возлагается на саму личность.

«Близкая» (чаще непосредственная) - предполагает право заглянуть в интимный мир личности, большую включенность педагога в проблему ребенка в ситуации, когда он самостоятельно справиться с чем-то не может.

2. Технология взаимоподдержки

Взаимоподдержка основана на взаимной ответственности и учете своего состояния и состояния другого

Диалогичное общение - наиболее трудная для реализации технология, поскольку современный педагог привык к монологическому изложению учебного материала и от учащихся требует того же. В.А. Сухомлинский рассматривал диалог как средство «духовного общения, обмена духовными ценностями», пробуждения взаимного интереса педагога и учащегося.

Использование игровых технологий предполагает внедрение вариативных игр.

Игры-тренинги приходят на помощь в моменты однообразия на уроке и позволяют активизировать учащихся к выработке механизмов самоорганизации.

Игры в случайность предполагают внедрение на уроке учителем элементов случайного выбора, что создает ситуацию успеха, уверенности, развивают логику, абстрактное мышление, фантазию учащегося.

Игра - педагогическая ситуация предполагает создание игрового пространства, что преобразовывает предметное восприятие мира ребенком в социально-ценностное, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношения в виде ценностных связей и взаимоотношений.

Игра-театрализация позволяет погрузить ребенка со всеми его эмоциями в то временное пространство или событие, о котором идет речь на уроке, и этим способствует целенаправленному развитию чувственной и эмоциональной сферы детей. Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения учитель своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает поддержку учащимся. Основа поведения воспитателя - доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие. Данный вид деятельности интересен не только как форма внеклассной работы, но и для обучающего процесса. Режиссерами, авторами сценариев, продюсерами выступают сами учащиеся, что предполагает запуск механизмов самоопределения, саморазвития, самореализации .

Одним из элементов технологий педагогической поддержки является пластическое интонирование - одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Физическая культура в системе воспитательной деятельности
Физическая культура выполняет общекультурные социальные функции: воспитательную, образовательную, нормативную, преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, экономическую (М.Я.Виленский, Ю.А.Лебедев, Л.И. Лубышева Л.П.Матвеев, В.И.Пономарев). Практики и теоретики физической культуры утверждают тот факт, что занятия физическими упражнениями и спортом создают возмож ...

Особенности обучения в высшей школе
МАДИ как государственному техническому университету предоставлено право реализации многоуровневой структуры высшего образования. Приём студентов на 1-й курс по дневной, вечерней и заочной формам обучения производится одновременно по направлению подготовки и специальности, входящей в соответствующее направление подготовки бакалавра наук. Учебные планы, реализующие многоуровневую структуру высшего ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru