Учреждения дополнительного образования объективно более приспособлены для реализации педагогической поддержки, чем школа. Это связано, прежде всего, с психолого-педагогическими особенностями взаимодействия детей и взрослых (добровольность, дифференциация по интересам, демократические стили общения и т.д.), а также, с отсутствием государственных стандартов, позволяющее педагогическим коллективам таких учреждений и самим педагогам дополнительного образования самостоятельно планировать свою деятельность, корректировать программы дополнительного образования с учетом индивидуальных векторов развития детей. Это связано также и с тем, что детей, занимающихся в определенном кружке или студии, может быть в два, а то и в три раза меньше, чем в школьном классе. А значит, педагог может соответственно больше времени уделять педагогической поддержке каждого ребенка. И, наконец, это связано со спецификой деятельности педагога дополнительного образования, основной задачей которого является поддержать ребенка в освоении им программ дополнительного образования. При этом, учитывая, что основной принцип дополнительного образования - это добровольность, педагог дополнительного образования изначально ориентирован на взаимодействие с детьми, на поддержку и развитие их способностей, раскрытие потенциала, на помощь в удовлетворении их познавательных потребностей и интересов.
Можно выделить технологические основы педагогической поддержки:
1. Технология дистанции
Технологически мера организации поддержки проявляется в оптимальном сочетании видов дистанции, которые выбирает педагог в зависимости от состояния ребенка. Обозначим ее как технологию дистанции.
«Далекая» - опосредованная (личностно через родителей, административное лицо - путем включения в систему взаимоотношений с детьми другого субъекта) или предметно опосредованная (через игру, музыкальное произведение, книгу, картину, фотографию, фильм, слайд, рисунок и т.д.), когда педагог обращает внимание на проблему ребенка, оказывает поддержку, но большая доля ответственности возлагается на саму личность.
«Близкая» (чаще непосредственная) - предполагает право заглянуть в интимный мир личности, большую включенность педагога в проблему ребенка в ситуации, когда он самостоятельно справиться с чем-то не может.
2. Технология взаимоподдержки
Взаимоподдержка основана на взаимной ответственности и учете своего состояния и состояния другого
Диалогичное общение - наиболее трудная для реализации технология, поскольку современный педагог привык к монологическому изложению учебного материала и от учащихся требует того же. В.А. Сухомлинский рассматривал диалог как средство «духовного общения, обмена духовными ценностями», пробуждения взаимного интереса педагога и учащегося.
Использование игровых технологий предполагает внедрение вариативных игр.
Игры-тренинги приходят на помощь в моменты однообразия на уроке и позволяют активизировать учащихся к выработке механизмов самоорганизации.
Игры в случайность предполагают внедрение на уроке учителем элементов случайного выбора, что создает ситуацию успеха, уверенности, развивают логику, абстрактное мышление, фантазию учащегося.
Игра - педагогическая ситуация предполагает создание игрового пространства, что преобразовывает предметное восприятие мира ребенком в социально-ценностное, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношения в виде ценностных связей и взаимоотношений.
Игра-театрализация позволяет погрузить ребенка со всеми его эмоциями в то временное пространство или событие, о котором идет речь на уроке, и этим способствует целенаправленному развитию чувственной и эмоциональной сферы детей. Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения учитель своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает поддержку учащимся. Основа поведения воспитателя - доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие. Данный вид деятельности интересен не только как форма внеклассной работы, но и для обучающего процесса. Режиссерами, авторами сценариев, продюсерами выступают сами учащиеся, что предполагает запуск механизмов самоопределения, саморазвития, самореализации .
Одним из элементов технологий педагогической поддержки является пластическое интонирование - одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания.
Похожие статьи:
Педагогическое общение в
структуре педагогической деятельности
Педагогическое общение - есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это - личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических средств. А.А. Леонтьев выделяет следующие характеристики педаго ...
Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Это поможет найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности. Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы ...