Радикальные трансформации в обществе и образовании, расширение и углубление личностно ориентированных и развивающих парадигм психологии влияют на развитие педагогических теорий и создают фундамент для совершенно новой социально-педагогической практики, вырастающей на иной культуре воспитания (Н. Б. Крылова), которая базируется на внутренней свободе, творчестве и гуманизме взаимоотношении взрослого и ребенка.
Актуальность изучения сущности социально-педагогической поддержки определяется рядом противоречий, сложившихся на современном этапе развития педагогической науки. Среди противоречий мы определяем следующие:
- между социально-педагогическими требованиями к личности и существующими ныне целенаправленно-организуемыми формами обучения и воспитания;
- между необходимостью развития полноценной творческой личности и отсутствием комплексной социально-педагогической поддержки.
Педагогическая поддержка как новая образовательная технология выступает культуросообразным, гуманным методом воспитания и самовоспитания личности в детских организациях.
Одной из основных целевых функций педагогической поддержки в детских организациях является помощь ребенку (подростку) в становлении его как личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации.
Анализ научной литературы по педагогической поддержке детей и молодежи позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности организации педагогической поддержки в аспекте их социального развития.
Таким образом, актуальность исследования вызвана:
- необходимостью рассмотрения процесса социализации в детских организациях не как внешнего соответствия социальным требованиям, а как процесса поддержки и развития социально и индивидуально значимых качеств личности, обеспечивающих субъекту развития и саморазвития успешное функционирование в обществе;
- возросшей в настоящее время значимостью социальных и личностных предпосылок развития детей и молодежи;
- необходимостью теоретического и практического изучения возможностей применения технологии педагогической поддержки в области социализации детей и молодежи - «потребность практики в моделях реализации идеи педагогической поддержки в конкретных педагогических системах, раскрывающих содержание педагогической поддержки и ее технологии» (Ульянова В.О., 1999 г.).
Это обусловило выбор темы исследования: «Педагогическая поддержка детей и молодежи как целевая функция детских организаций».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать на практике систему педагогической поддержки детей и молодежи в условиях детской организации.
Объект исследования - процесс педагогической поддержки детей и молодежи в детских организациях.
Предмет исследования – комплекс условий педагогической поддержки детей и молодежи в детских организациях.
Задачи исследования:
1. Определить на основе теоретического анализа степень разработанности исследуемой проблемы в философской, психолого-педагогической литературе и теоретически обосновать сущность педагогической поддержки детей и молодежи в детской организации;
2. Выявить условия организации и принципы педагогической поддержки детей и молодежи в детской организации;
3. Разработать технологию педагогической поддержки детей и молодежи в детской организации;
4. Организовать практическую работу и проверить эффективность разработанной технологии педагогической поддержки детей и молодежи в детской организации.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на положениях о педагогической поддержке: Т.В. Анохина, СВ. Бойкова, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Г.А. Давыдов, Е.И. Казакова, Н.Б. Крылова, В.П. Бедерханова, В.Г. Маралов, Б.Г.Ананьев, Г.И. Рогалева, С.М. Юсфин.
Похожие статьи:
Контрольный эксперимент
Для оценки эффективности и результативности педагогического воздействия на процесс формирования экологических представлений и положительного отношения к объектам природы посредством использования метода графического моделирования использовался тот же диагностический материал по обследованию уровня сформированности экологических представлений о жизни животных, растений, объектах и явлениях природы ...
Содержание и характер домашней работы младшего школьника
Домашняя работа учащихся при обучении математике нужна. В ходе домашней работы укрепляются вырабатываемые навыки, создаются данные для тренировки детей в независимом использовании приобретенных под руководством педагога познаний. Впрочем, исследуя навык, приходится констатировать, что одним из типичнейших изъянов в постановке обучения математике в начальных классах школы является перегрузка учащи ...