Научные предпосылки возникновения понятия «педагогическая поддержка»

Новая педагогика » Педагогическая поддержка детей и молодежи как целевая функция детских организаций » Научные предпосылки возникновения понятия «педагогическая поддержка»

Страница 1

На современном этапе развития педагогической науки меняются содержание и направленность образования, продиктованные новыми концептуальными подходами гуманизации, личностной ориентации, поликультурности и глобализации. Возрастает роль современных подходов к совершенствованию качества образования. В этом контексте весьма важным в ракурсе гуманистической парадигмы видится обращение ученых к педагогической поддержке личности. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет вычленить аспекты гуманизации образования, обеспечивающие педагогическую поддержку учащегося. Гуманистическую тенденцию - стремление к возвышенному - было бы несправедливо считать явлением педагогической мысли лишь нашего времени. Гуманистические тенденции развивались в двух направлениях: с одной стороны, это накопление эмпирического опыта в форме народной мудрости, позднее - этнопедагогики. С другой стороны, истоки теоретической педагогической мысли относительно гуманизации отношений учителя и ученика мы находим в недрах философии, где закладываются основы социально-философского видения функций педагога как носителя социокультурных ценностей.

Античные философы Сократ, Протагор, Демокрит, Платон, Аристотель рассматривали человека как чувствующего, мыслящего и творящего субъекта. Демокрит в диалогах «Знатное происхождение и воспитание» заявил, что тот, кто воспитывает добродетель убеждением и доводами рассудка, окажется лучше, чем тот, кто применяет закон и принуждение. К справедливому, доброму отношению к другому человеку, к уважению достоинства каждого призывали Эразм Роттердамский, Томас Мор, Жак Мельс, Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле и др. Именно эпоха Возрождения характеризуется расцветом гуманизма, необыкновенным взлетом человеческого духа.

Анализируя научные источники, следует отметить, что существующие в истории педагогики значительные прогрессивные педагогические системы в своем содержательном наполнении отражали гуманные цели воспитания. Примером тому может служить гуманистическая деятельность великого славянского педагога Яна Амоса Коменского. Педагогические высказывания Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, М. Монтеня, А. Дистервега также пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии.

Прогрессивные отечественные педагоги Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой считали, что отношение воспитателей к воспитанникам оказывает решающее влияние на процесс воспитания, на его эффективность. Так, ведущую роль в процессе воспитания К.Д. Ушинский отводил учителю-воспитателю: « .влияние личности на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

Л. Н. Толстой, основываясь в работе с детьми на принципах ненасилия, отмечал, что наказание «ожесточает детей, ослабляет связь людей в обществе и развращает людей обещанием зла, лишая добродетель ее главной основы». Опираясь на гуманистические идеи поддержки ребенка, он в методах воздействия педагога на воспитанника, особенно в отношении наказания, видел внутреннее противоречие, делающее их безнравственными: «Мы наказываем ребенка, чтоб отучить его от делания дурного, но самим наказанием мы внушаем ребенку то, что наказание может быть полезно и справедливо». Насилие порождает только насилие. Насилие порождает только насилие. Ребенок, подавляемый педагогом, не чувствует себя личностью, он безволен, пассивен. Педагогическая поддержка, напротив, порождает активность, креативность, развивает нравственность ребенка.

Научные изыскания современников подтверждают, что проблема взаимоотношений учителя и учеников, педагогической поддержки не только была теоретически обоснованна, но и активно внедрялась в педагогическую практику.

В конце восьмидесятых годов двадцатого века начался новый этап поиска концептуальных подходов воспитания. Появились различные научные школы и отдельные ученые, которые разрабатывали теорию воспитания.

Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О.С. Газманом и А.В. Ивановым и адресована классным воспитателям.

Авторы обратились к проблеме целей воспитания и наряду с идеальной целью - формирования гармонической, всесторонне развитой личности - предложили реальную - дать каждому школьнику базовое образование и культуру, и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Авторы подчеркивают, что воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой, через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Достижение гармонии - такова суть психологического, нравственного, физического здоровья человека.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

«Воспитание» в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Для нас учебно-воспитательный процесс един. Если мы кого-то воспитываем, то значит, в этом воспитании мы чему-то и обучаем. Если мы обучаем, то значит, мы в чем-то и воспитываем. Отдельные возрастные периоды обладают соответствующими ведущими деятельностями. Для дошколят ведущей деятельностью является игра. Но если к игре подстраивается художественная деятельность в дошкольном возрасте, то у ребе ...

Образовательные программы
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Основные программы дошкольного образования определяют содержание дошкольной ступени образования, его уровень и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный для всестороннего развития ребенка уровень образования. Програм ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru