Научные предпосылки возникновения понятия «педагогическая поддержка»

Новая педагогика » Педагогическая поддержка детей и молодежи как целевая функция детских организаций » Научные предпосылки возникновения понятия «педагогическая поддержка»

Страница 2

Педагогическая поддержка детей, по О.С. Газману, состоит в совместном с ребенком определении его жизненных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Ученый в своей творческой деятельности подошел к проектированию новой организации образовательных процессов на основе концепции педагогической поддержки. Система педагогической поддержки О.С. Газмана предполагает разные направления реализации: педагогическое, психологическое, социально-педагогическое, социокультурное, социально-организационное. Ученый связывал педагогическую поддержку детей непосредственно с процессами индивидуализации и самоопределения ребенка. При этом цель поддержки - это решение проблем ребенка, касающихся его деятельности не только в стенах школы. Основными задачами педагогической поддержки в теории О.С. Газмана выступают:

- помощь ребенку в личностном выборе, соотнесение личностных и общественных потребностей;

- поддержка в ходе самоисследования, самоанализа, работа над собой;

- помощь ребенку в самоутверждении, самовыражении.

Особый интерес вызывают исследования Н.Б. Крыловой - автора термина «педагогическая поддержка», где она указывает на различие между процессом воспитания и поддержкой: « .педагогическая поддержка - это деятельность на уровне „личность-личность", когда общение „глаза в глаза" обнаруживает родство душ». Исследователь выделяет два культурных слоя педагогической поддержки: первый слой связан с решением технологических задач образования (повышение качества обучения и учения, создание условий для саморазвития детей, совершенствование технологической и методической культуры педагога с целью выполнения им своих непосредственных функций), второй - гуманистический, экзистенциальный. Он ориентирован "на отличительные черты личности / индивидуальности подростка и поэтому его задачи выходят за рамки традиционного обучения. Здесь решаются содержательные задачи "образовывания личности / индивидуальности", воспитание выдвигается на первый план (а в нем самом главенствующую роль начинает играть самоопределение) и нацелено оно не на абстрактные лозунги приобщения к культуре или трансляции культуры, а создания полноценной среды самостоятельного учения и культурного саморазвития ребенка и подростка. Именно здесь - основное поле деятельности педагога и воспитателя".

Педагогическая поддержка - это сложная, высокотехнологическая, специальная педагогическая (но психологоемкая) деятельность, в основе которой лежит определенная парадигма. Как справедливо отмечает Н.Б. Крылова, педагогическая поддержка - это еще "целинное" поле современной отечественной педагогики. Об этом свидетельствует тривиальное непонимание учителями, преподавателями педагогических вузов, управленцами, чиновниками среднего звена тех глубинных смыслов, которые несет технология педагогической и психологической поддержки в решении задач реформирования образования, углубления его гуманистического содержания и индивидуализации методов".

Педагогическую поддержку Т. Анохина рассматривает как «систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе, а также помощь в преодолении препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности».

С.А. Беличева считает, что социально-педагогическую поддержку можно осуществлять только при содействии государства, которое должно создавать определенные службы: медико-социальную, социально-педагогическую, социально-правовую, социально-бытовую.

Анализируя проблемы детей, их антисоциальное поведение, Г.М. Иващенко, М.М. Плоткин видят решение этих задач в создании служб по социально-педагогической поддержке молодежи, в организации трудового и творческого приложения сил (коммерческая деятельность, фермерство, свое «дело» и др.) детей.

Научные труды и опыт ученых играют важное значение для обоснования педагогической поддержки учащегося, которая включает не только педагогический аспект непосредственного взаимодействия, но и охватывает всю систему социального бытия, выступает как способ жизнедеятельности и показатель уровня развития общества.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Анализ и выводы формирующего этапа эксперимента
На контрольном этапе эксперимента были применены те же диагностические методы (но с другим сюжетом) в рамках сюжетно-дидактической игры, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты формирующей педагогической работы отражены в материалах контрольного этапа эксперимента. Целью данного этапа было: выявить динамику изменений в уровнях развития математических представлений детей в сюжетно-д ...

Методика работы над орфограммами, регулируемыми правилами
В работе над орфограммами, регулируемыми правилами выделяются два этапа: ознакомление с орфограммой и правилом; формирование орфографических умений. Ознакомление с орфограммой и правилом складывается из следующих элементов: восприятия слов; ознакомления с условиями выбора правописной нормы и с опознавательным признаком орфограмм данного типа; запоминания и воспроизведения учащимися нового правила ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru