Роль и функции педагогической поддержки в учреждении дополнительного образования

Новая педагогика » Педагогическая поддержка детей и молодежи как целевая функция детских организаций » Роль и функции педагогической поддержки в учреждении дополнительного образования

Страница 1

Педагогическая поддержка ребенка (подростка) в учреждении дополнительного образования может быть представлена как оказание содействия в познании себя, в решении проблем ребенка в поликультурной среде, в защите прав ребенка.

Таким образом, педагогическая поддержка ребенка в современном пространстве учреждения дополнительного образования направлена на создание гуманной кулътуросообразной обучающей среды, способствующей утверждению принципов общечеловеческой морали; обеспечению духовной общности поколений; формированию гражданской сознательности, человеческого достоинства; самоопределению учащихся; самоактуализации процесса самообучения; привитию умения выражать свои мысли, проявлять инициативу, принимать решения.

Педагогическая поддержка возникает из реальных проблем ребенка, связанных с его индивидуальным развитием.

Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему достигать поставленных целей .

О.С. Газман справедливо считал, что следует дифференцировать процессы обучения, воспитания и педагогической поддержки, но не противопоставлять их. Педагогическая поддержка - составляющая часть целого наряду с воспитание и обучением. У каждой из них есть специфические задачи, но вместе они составляют целостность образования.

Для обучения и воспитания важно, чтобы человек научился владеть культурой, а для педагогической поддержки - чтобы он научился владеть собой, своей жизнью. Таким образом, педагогическая поддержка дополняет обучение и воспитание, усиливает их.

Сложность педагогической поддержки заключается в том, что она выстраивается в естественных для ребенка условиях, и должна выглядеть естественно. По типу организации она принципиально отличается от обучения и воспитания, поскольку лишена потребности требовать должного. В обучении главное - нормативное усвоение, в воспитании - убеждение, а в поддержке - размышление. Вместо ребенка никто не сможет осуществить его саморазвитие. Поэтому педагог именно помогает ему осознать, сформулировать, уточнить свои цели и желания, трудности и проблемы, а не влияет и воздействует на него с позиции взрослого.

Педагогическая поддержка - это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина определяются, прежде всего, необходимостью и достаточностью психического состояния субъекта, его готовностью включиться в предстоящую деятельность.

Вместе с тем, можно выделить ряд типичных этапов педагогической поддержки личности. Успешное решение задач предыдущего этапа, как правило, является условием для перехода на следующий этап.

Этапами реализации педагогической поддержки являются:

• анализ состояния ребенка в ситуации проблемы;

• определение цели поддержки на данный момент;

• отбор способов влияния на самочувствие;

• практические воздействия с целью коррекции состояния;

• наблюдение за проживанием состояния и отношения;

• рефлексия.

В зависимости от цели педагогической поддержки важна профессиональная интеграция и дифференциация применения способов, наряду с этим возможно доминирующее использование какого-то способа. Существуют универсальные способы, которые способствуют учету проживаемого личностью состояния при организации деятельности и стимулируют субъект к саморегулированию, выстраиванию ценностных отношений, сознательному и ответственному поведению. К таким способам относятся: концентрация на положительном, одобрение конструктивных действий и усилий субъекта; стимулирование самостоятельности; акцентирование внимания на успешности самостоятельных действий; поощрение инициатив; стимулирование готовности к предстоящей деятельности; санкционирование; прогнозирование возможной динамики состояния и отношений.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Русская педагогика – православная, по сути
Святость – идеал русского человека. – Личная история человека как часть истории человечества. – Крестоношение как пересечение горизонтальной и вертикальной линий жизни. – Человек – образ и подобие Божие. При рождении ребенка духовная сторона его жизни не является совершенной. Она повреждена наследуемым от прародителей первородным грехом, который проявляется как склонность ребенка ко греху. В.Д. Ш ...

Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные про ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru