Роль и функции педагогической поддержки в учреждении дополнительного образования

Новая педагогика » Педагогическая поддержка детей и молодежи как целевая функция детских организаций » Роль и функции педагогической поддержки в учреждении дополнительного образования

Страница 1

Педагогическая поддержка ребенка (подростка) в учреждении дополнительного образования может быть представлена как оказание содействия в познании себя, в решении проблем ребенка в поликультурной среде, в защите прав ребенка.

Таким образом, педагогическая поддержка ребенка в современном пространстве учреждения дополнительного образования направлена на создание гуманной кулътуросообразной обучающей среды, способствующей утверждению принципов общечеловеческой морали; обеспечению духовной общности поколений; формированию гражданской сознательности, человеческого достоинства; самоопределению учащихся; самоактуализации процесса самообучения; привитию умения выражать свои мысли, проявлять инициативу, принимать решения.

Педагогическая поддержка возникает из реальных проблем ребенка, связанных с его индивидуальным развитием.

Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему достигать поставленных целей .

О.С. Газман справедливо считал, что следует дифференцировать процессы обучения, воспитания и педагогической поддержки, но не противопоставлять их. Педагогическая поддержка - составляющая часть целого наряду с воспитание и обучением. У каждой из них есть специфические задачи, но вместе они составляют целостность образования.

Для обучения и воспитания важно, чтобы человек научился владеть культурой, а для педагогической поддержки - чтобы он научился владеть собой, своей жизнью. Таким образом, педагогическая поддержка дополняет обучение и воспитание, усиливает их.

Сложность педагогической поддержки заключается в том, что она выстраивается в естественных для ребенка условиях, и должна выглядеть естественно. По типу организации она принципиально отличается от обучения и воспитания, поскольку лишена потребности требовать должного. В обучении главное - нормативное усвоение, в воспитании - убеждение, а в поддержке - размышление. Вместо ребенка никто не сможет осуществить его саморазвитие. Поэтому педагог именно помогает ему осознать, сформулировать, уточнить свои цели и желания, трудности и проблемы, а не влияет и воздействует на него с позиции взрослого.

Педагогическая поддержка - это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина определяются, прежде всего, необходимостью и достаточностью психического состояния субъекта, его готовностью включиться в предстоящую деятельность.

Вместе с тем, можно выделить ряд типичных этапов педагогической поддержки личности. Успешное решение задач предыдущего этапа, как правило, является условием для перехода на следующий этап.

Этапами реализации педагогической поддержки являются:

• анализ состояния ребенка в ситуации проблемы;

• определение цели поддержки на данный момент;

• отбор способов влияния на самочувствие;

• практические воздействия с целью коррекции состояния;

• наблюдение за проживанием состояния и отношения;

• рефлексия.

В зависимости от цели педагогической поддержки важна профессиональная интеграция и дифференциация применения способов, наряду с этим возможно доминирующее использование какого-то способа. Существуют универсальные способы, которые способствуют учету проживаемого личностью состояния при организации деятельности и стимулируют субъект к саморегулированию, выстраиванию ценностных отношений, сознательному и ответственному поведению. К таким способам относятся: концентрация на положительном, одобрение конструктивных действий и усилий субъекта; стимулирование самостоятельности; акцентирование внимания на успешности самостоятельных действий; поощрение инициатив; стимулирование готовности к предстоящей деятельности; санкционирование; прогнозирование возможной динамики состояния и отношений.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Тенденции в профессиональном самообразовании
Личностное и профессиональное саморазвитие способствует становлению человека как профессионала на всем протяжении его жизненного пути, начиная от стадии профессионального самоопределения и заканчивая стадией ухода из профессиональной жизни. Становится важным то, в какой степени студент способен самостоятельно оценить уровень собственного саморазвития, выявить свои недостатки и наметить пути дальн ...

Особенности мотивации учебной деятельности у младших школьников
Понятие мотив занимает особое место в ряду ключевых психологических категорий. Оно выполняет важную объяснительную функцию, являясь вместе с тем одним из наиболее многозначных и "растяжимых" (А.Н. Леонтьев). Трудность систематизации любых мотивационных отношений обусловлена их высокой сложностью. В качестве регулятора деятельности мотивация пронизывает все психические процессы и поэтому ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru