Педагогическая поддержка ребенка (подростка) в учреждении дополнительного образования может быть представлена как оказание содействия в познании себя, в решении проблем ребенка в поликультурной среде, в защите прав ребенка.
Таким образом, педагогическая поддержка ребенка в современном пространстве учреждения дополнительного образования направлена на создание гуманной кулътуросообразной обучающей среды, способствующей утверждению принципов общечеловеческой морали; обеспечению духовной общности поколений; формированию гражданской сознательности, человеческого достоинства; самоопределению учащихся; самоактуализации процесса самообучения; привитию умения выражать свои мысли, проявлять инициативу, принимать решения.
Педагогическая поддержка возникает из реальных проблем ребенка, связанных с его индивидуальным развитием.
Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему достигать поставленных целей .
О.С. Газман справедливо считал, что следует дифференцировать процессы обучения, воспитания и педагогической поддержки, но не противопоставлять их. Педагогическая поддержка - составляющая часть целого наряду с воспитание и обучением. У каждой из них есть специфические задачи, но вместе они составляют целостность образования.
Для обучения и воспитания важно, чтобы человек научился владеть культурой, а для педагогической поддержки - чтобы он научился владеть собой, своей жизнью. Таким образом, педагогическая поддержка дополняет обучение и воспитание, усиливает их.
Сложность педагогической поддержки заключается в том, что она выстраивается в естественных для ребенка условиях, и должна выглядеть естественно. По типу организации она принципиально отличается от обучения и воспитания, поскольку лишена потребности требовать должного. В обучении главное - нормативное усвоение, в воспитании - убеждение, а в поддержке - размышление. Вместо ребенка никто не сможет осуществить его саморазвитие. Поэтому педагог именно помогает ему осознать, сформулировать, уточнить свои цели и желания, трудности и проблемы, а не влияет и воздействует на него с позиции взрослого.
Педагогическая поддержка - это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина определяются, прежде всего, необходимостью и достаточностью психического состояния субъекта, его готовностью включиться в предстоящую деятельность.
Вместе с тем, можно выделить ряд типичных этапов педагогической поддержки личности. Успешное решение задач предыдущего этапа, как правило, является условием для перехода на следующий этап.
Этапами реализации педагогической поддержки являются:
• анализ состояния ребенка в ситуации проблемы;
• определение цели поддержки на данный момент;
• отбор способов влияния на самочувствие;
• практические воздействия с целью коррекции состояния;
• наблюдение за проживанием состояния и отношения;
• рефлексия.
В зависимости от цели педагогической поддержки важна профессиональная интеграция и дифференциация применения способов, наряду с этим возможно доминирующее использование какого-то способа. Существуют универсальные способы, которые способствуют учету проживаемого личностью состояния при организации деятельности и стимулируют субъект к саморегулированию, выстраиванию ценностных отношений, сознательному и ответственному поведению. К таким способам относятся: концентрация на положительном, одобрение конструктивных действий и усилий субъекта; стимулирование самостоятельности; акцентирование внимания на успешности самостоятельных действий; поощрение инициатив; стимулирование готовности к предстоящей деятельности; санкционирование; прогнозирование возможной динамики состояния и отношений.
Похожие статьи:
Основные вокальные навыки, формирующиеся в пении
детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как личности. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию. В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к исполнительским в ...
Организация сотрудничества в процессе урока
Сотрудничество - определенные взаимоотношения между участниками совместной деятельности, в которой они равноправны, доверяют, помогают и проявляют терпимость друг к другу, окружающим людям. важнейшими признаками сотрудничества являются 1. Осознание общей цели, которая мобилизует учителя и учащихся; стремление к ее достижению, взаимная заинтересованность в этом; положительная мотивация деятельност ...