Пути и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей дошкольного возраста

Новая педагогика » Воспитание наблюдательности у детей в процессе ознакомления с растениями » Пути и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей дошкольного возраста

Страница 1

Процесс формирования знаний происходит как в стихийной форме, так и в процессе целенаправленного обучения.

Обучение -процесс целенаправленной передачи исторического опыта, организации формирования знаний, умений и навыков.

В обучении используются наглядные, словесные, игровые, практические методы. Методы обучения рассматриваются как способы работы педагога с детьми с целью приобретения последними знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития способностей. В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью, имеющей образовательное и воспитательное значение.

Суть обучения заключается не только в том, как доносит до детей новые знания педагог, но и в том, какова деятельность самих детей -

носит ли она чисто познавательный характер или действия ребёнка практические.

Экологические знания -

это знания, которые помогают сформировать у детей определённое отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию, познавательный опыт в целом.

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребёнка, умением сочувствовать, удивляться, заботиться о живых организмах, умением видеть красоту окружающего мира.

Важным педагогическим условием формирования знаний о растениях является использование наблюдения, так как оно повышает интерес к природе, создаёт условия для применения знаний, в новой ситуации стимулирует развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.

Наблюдению, как важному методу познания природы, придавали очень большое значение. В 50-70-е годы проводились исследования, которые позволили вскрыть особенности познания дошкольниками природы через наблюдение. Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о растениях, деревьях, кустарниках.

Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщённые представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.

Видный отечественный психолог С.Л.Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности (23).

В исследованиях утверждается, что наблюдение -

это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-

волевые стороны личности ребёнка.

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания хорошо усваивались. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объёму и содержанию.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приёмы, организующие активное восприятие детей: задаёт вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Познание дошкольниками явлений природы возможно не только посредством наблюдений -большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность.

Модель -это предметное, графическое или действенное изображение чего-

либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования -

обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях растений, их структуре.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Особенности развития интонационной стороны речи у детей с ЗПР
В настоящее время проблемы просодической организации речевого высказывания детей с замедленным психическим развитием выдвигаются на первый план не только в лингвистике, психолингвистике, теории коммуникации, но и в методике обучения языку, и в частности, в методике коррекционного обучения. Расстройство интонации, как правило, входит в структуру ряда речевых нарушений. У детей с ЗПР обнаруживаются ...

Место темы в базовом курсе информатики и ИКТ
Данная тема изучается в 9 или 10 классе базового курса информатики в модуле «Информационные системы и моделирование». Время изучения темы зависит от количества учебного времени отводимого на курс информатики и ИКТ в учебном плане школы. Основные цели. Сформировать предметные компетенции: 1) Уровень знаний: дать представление о способах хранения и поиска информации в базах данных, познакомить с ос ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru