Сущность понятия «темперамент»

Как известно, при относительном равен­стве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от дру­га по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой — к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому — хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого — сдержанность движе­ний, очень малая подвижность лица. Различия по динамиче­ским особенностям выступают—при прочих равных условиях — в общей активности индивида, в его моторике и его эмоцио­нальности.

Разумеется, динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитанных установок и привычек, от тре­бований ситуации и т. п. Но несомненно, что индивидуальные различия, о которых идет речь, имеют и свою врожденную основу. Это подтверждается тем, что такие различия обнару­живаются уже в детстве, выступают в самых разных сферах поведения и деятельности и отличаются особым постоянством.

Динамические черты, присущие индивиду, внутренне свя­заны между собой, составляют своеобразную структуру. Инди­видуально своеобразная, природно обусловленная совокуп­ность динамических проявлений психики и называется тем­пераментом человека.

Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенно­стей личности, характеризующих различ­ные стороны динамики психической дея­тельности.

Понятие темперамента возникло на основе уче­ния древнегреческого врача Гиппократа (VI в. до н. э.), утверждавшего, что про­порция четырех элементов, из которых якобы состоит человеческое тело, опреде­ляет течение физических и душевных бо­лезней. Свойства темперамента — индивидуальный темп и ритм психических процессов, сте­пень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности. Динамика психической деятельности, а, следовательно, и указанные выше свойст­ва темперамента могут быть связаны с другими психологи­ческими условиями — настроением, моти­вами деятельности, поставленной задачей. Вместе с тем свойства темперамента — это наи­более устойчивые индивидуальные осо­бенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь.

Различные сочетания закономерно свя­занных между собой свойств темперамента называют типами. В психологии принято пользо­ваться гиппократовой классификацией ти­пов темперамента - сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Сангвиник — человек живой, подвижный, быстро отзы­вающийся на окружающие события, срав­нительно легко переживающий неудачи и неприятности. Медлительного, невозмути­мого человека с устойчивыми стремления­ми и более или менее постоянным настрое­нием, со слабым внешним выражением ду­шевных состояний называют флегмати­ком. Холерик — человек быстрый, поры­вистый, способный отдаваться делу с иск­лючительной страстностью, но не уравно­вешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам на­строения. Меланхоликом же называют че­ловека, легко ранимого, склонного глубо­ко переживать даже незначительные не­удачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

У людей одного и того же типа темперамента сте­пень выраженности отдельных его свойств может быть различной. От темперамента зави­сят особенности характера, определяющие динамику его проявления. Например, общи­тельность у сангвиника проявляется в лег­ком и быстром завязывании знакомства, у флегматика — в длительности и устойчи­вости его привязанности к своим товари­щам и знакомым, в стремлении к привыч­ному для него кругу людей и т. д. Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Поэтому в зависи­мости от типа темперамента ребенка необходимо ис­пользовать индивидуальные приемы воз­действия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера. Так, чтобы воспитать прилежание у меланхолика, в нем надо поддерживать уверенность в своих силах одобрением. По отношению к сангвинику следует чаще проявлять строгость.


Похожие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика мотивационной сферы старшеклассников
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л.И. Божович подчеркивает, что именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед старшим школьником возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, со ...

Требования к контролю
В условиях демократизации школьной жизни администрация школы не только не освобождается от контроля за учебно-воспитательным процессом, но и становится как бы главным государственным инспектором за деятельностью педагогического коллектива . Требования к внутришкольному контролю изложены в "Положении о внутришкольном контроле". Практика свидетельствует, что контроль и анализ несут в себе ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru