Сущность понятия «темперамент»

Как известно, при относительном равен­стве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от дру­га по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой — к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому — хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого — сдержанность движе­ний, очень малая подвижность лица. Различия по динамиче­ским особенностям выступают—при прочих равных условиях — в общей активности индивида, в его моторике и его эмоцио­нальности.

Разумеется, динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитанных установок и привычек, от тре­бований ситуации и т. п. Но несомненно, что индивидуальные различия, о которых идет речь, имеют и свою врожденную основу. Это подтверждается тем, что такие различия обнару­живаются уже в детстве, выступают в самых разных сферах поведения и деятельности и отличаются особым постоянством.

Динамические черты, присущие индивиду, внутренне свя­заны между собой, составляют своеобразную структуру. Инди­видуально своеобразная, природно обусловленная совокуп­ность динамических проявлений психики и называется тем­пераментом человека.

Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенно­стей личности, характеризующих различ­ные стороны динамики психической дея­тельности.

Понятие темперамента возникло на основе уче­ния древнегреческого врача Гиппократа (VI в. до н. э.), утверждавшего, что про­порция четырех элементов, из которых якобы состоит человеческое тело, опреде­ляет течение физических и душевных бо­лезней. Свойства темперамента — индивидуальный темп и ритм психических процессов, сте­пень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности. Динамика психической деятельности, а, следовательно, и указанные выше свойст­ва темперамента могут быть связаны с другими психологи­ческими условиями — настроением, моти­вами деятельности, поставленной задачей. Вместе с тем свойства темперамента — это наи­более устойчивые индивидуальные осо­бенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь.

Различные сочетания закономерно свя­занных между собой свойств темперамента называют типами. В психологии принято пользо­ваться гиппократовой классификацией ти­пов темперамента - сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Сангвиник — человек живой, подвижный, быстро отзы­вающийся на окружающие события, срав­нительно легко переживающий неудачи и неприятности. Медлительного, невозмути­мого человека с устойчивыми стремления­ми и более или менее постоянным настрое­нием, со слабым внешним выражением ду­шевных состояний называют флегмати­ком. Холерик — человек быстрый, поры­вистый, способный отдаваться делу с иск­лючительной страстностью, но не уравно­вешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам на­строения. Меланхоликом же называют че­ловека, легко ранимого, склонного глубо­ко переживать даже незначительные не­удачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

У людей одного и того же типа темперамента сте­пень выраженности отдельных его свойств может быть различной. От темперамента зави­сят особенности характера, определяющие динамику его проявления. Например, общи­тельность у сангвиника проявляется в лег­ком и быстром завязывании знакомства, у флегматика — в длительности и устойчи­вости его привязанности к своим товари­щам и знакомым, в стремлении к привыч­ному для него кругу людей и т. д. Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Поэтому в зависи­мости от типа темперамента ребенка необходимо ис­пользовать индивидуальные приемы воз­действия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера. Так, чтобы воспитать прилежание у меланхолика, в нем надо поддерживать уверенность в своих силах одобрением. По отношению к сангвинику следует чаще проявлять строгость.


Похожие статьи:

Организация и методика исследования особенностей художественно-творческих способностей у детей
Эмпирическое исследование было организовано на базе общеобразовательной школы г. Красноярска для глухих детей с детьми младшего школьного возраста 7 – 10 лет в количестве 31 человека. Из них 18 девочек и 11 мальчиков. Цель исследования – выявить особенности творческого развития у глухих детей младшего школьного возраста. Исследование мы проводили в соответствии с этическими принципами и правилами ...

Позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика
В межличностном взаимодействии педагога и обучаемых выделяют позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика. Общетелесное самораспоряжение : · манера перемещаться по классу; · излюбленные позы; · избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания. Отметим основные факторы влияния общетелесного самораспоряжения учителя на особенности проведения урока: · повышенная ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru