Темперамент и проблемы воспитания

Страница 1

Чтобы осуществлять индивидуальный, обоснованный подход к детям, правильно представлять себе, в частности, свойства темперамента. При кратковремен­ном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, более или менее яркие впечатления о динами­ческой стороне психики, которые недостаточны для достоверного суждения о свойствах темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о его поведе­нии и деятельности в разных обстоятельствах, можно отли­чить случайные манеры, привычки от более коренных черт темперамента. Важным приемом изучения своеобразия дина­мических проявлений является сравнение учеников друг с дру­гом в равных, по возможности, условиях.

Для отнесения ученика к определенному типу темперамен­та следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт:

1. Активность. О ней судят по тому, с какой степенью на­пора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воз­действовать на окружающее и изменить его, преодолевать пре­пятствия.

2. Эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоциогенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмо­ция становится побудительной силон поступков, а также ско­рость, с которой происходит смена одного эмоционального со­стояния другим.

3. Особенности моторики. Они выступают в быстроте, рез­кости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.

Нужно учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: в каждом детском возрасте — своя специфика активности, эмоциональности и моторики. Так, в младшем школьном возрасте характерные черты активности — легкость пробуждения интереса, готовность обратить внимание на лю­бые внешние раздражители и недостаточная длительность со­стояния сосредоточенности — связаны с относительной слабо­стью, чувствительностью нервной системы детей. И эмоцио­нальность в эту пору жизни, и моторика, конечно же, иные, чем, скажем, в подростковом, а тем более в юношеском возра­сте. Признаки того или другого типа темперамента у ребенка не могут рассматриваться в отрыве от его возраста, они всегда выступают на соответствующем «возрастном фоне». Энергия, страстность холерика, если они направлены на достой­ные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигатель­ная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспи­тания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Живость и отзывчивость сангвиника — ценные осо­бенности, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться. Спокойствие, выдержка, отсутст­вие торопливости флегматика — ценные свойства. Но в небла­гоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни. Глуби­на и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхоли­ка — ценные черты, но при недостатке соответствующих вос­питательных воздействий у представителей этого типа может развиться расположенность целиком погружаться в собствен­ные переживания, излишняя застенчивость.

Таким образом, одни и те же исходные свойства темпера­мента не предопределяют того, во что они разовьются — в до­стоинства или в недостатки. Поэтому задача воспитателя долж­на заключаться не в том, чтобы пытаться переделывать один тип темперамента в другой (это и невозможно), а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положи­тельных сторон каждого темперамента и одновременно помо­гать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Важным показателем темперамента школьника является подвижность, живость. Известно, что некоторые учащиеся ха­рактеризуются мобильностью в моторике, быстрым возникно­вением и прекращением эмоций, подвижностью в интеллек­туальной деятельности. Другие — инертны в движениях, с медленным возникновением и неярким протеканием эмоций, малой подвижностью мысли. Все это — проявление темпера­мента по показателю живности, мобильности. Для холериков, сангвиников характерна большая подвижность, для флегма­тиков и меланхоликов — малая.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Характеристика внимания, как психологического процесса
заикание внимание психологический логопедический Для восприятия любого предмета или явления, необходимо, чтобы оно вызвало ответную реакцию, которая позволит нам «настроить» на него органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность, сосредоточенность психической активности на определённом объекте, при отвлечении от других, называется вниманием. Без внимания не возможно воспри ...

Алгебраические фракталы
Это самая крупная группа фракталов. Получают их с помощью нелинейных процессов в n-мерных пространствах. Наиболее изучены двухмерные процессы. Интерпретируя нелинейный итерационный процесс, как дискретную динамическую систему, можно пользоваться терминологией теории этих систем: фазовый портрет, установившийся процесс, аттрактор и т.д. Известно, что нелинейные динамические системы обладают нескол ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru