Основные векторы науки в эпоху глобального экологического кризиса

Новая педагогика » Методика и методология курса "Социология науки" с экологической составляющей » Основные векторы науки в эпоху глобального экологического кризиса

Страница 1

Человечество на пороге перемен. Изменение характера эволюции. Наука в постиндустриальном мире. Пути сосуществования человека и биосферы.

На рубеже веков экспоненциальный рост промышленных показателей стал замедляться, центр тяжести из сферы материального производства очевидным образом стал смещаться в сферу информационную. Основным критерием стал не количественный, а качественный рост, расширение ассортимента и повышение качества предоставляемых товаров и услуг. Экстенсивное развитие сменилось интенсивным, человечество вступило в постиндустриальную фазу.

Причина в том, что за последние столетие кардинально изменилась роль человечества в эволюции нашей планеты, его положение в геосфере. Стремительный экспоненциальальный рост в индустриальную эпоху всех параметров, характеризующих материальное развитие общества, сыграл с нами злую шутку. Совершенно неожиданно для себя человечество оказалась на пороге неизвестности и непредсказуемости своей дальнейшей судьбы. Буквально за несколько десятилетий человек из одного из множества сосуществующих на планете видов превратился, по выражению академика В.И.Вернадского, в "основную геологообразующую силу планеты".

Экологический кризис соседствует с кризисом перенаселения, кризисом природных ресурсов и продовольствия, энергетическим кризисом и т.д., и можно только гадать, какой из них явится той последней каплей, которая переполнит "чашу терпения" нашей планеты.

Человечество и ранее знало грандиозные экологические кризисы, приводившие к гибели цивилизаций. Люди истребили 10 тыс. лет тому назад мамонтов и других крупных животных, вызвав гибель биоценоза тундры и "цивилизации" охотников на мамонтов. Люди превратили в пустыни цветущие ранее Междуречье и Северную Африку, погубив великие цивилизации древности, сделали бесплодными холмы Греции, уничтожили Североамериканские прерии и высушили Аральское море. Но впервые человечество столкнулось с перспективой катастрофы планетарного масштаба. Если раньше катастрофы приводили к перемещению центров цивилизации, то теперь уходить некуда.

Планета перенаселена, и на ней фактически не осталось неосвоенных территорий. Согласно демографическим прогнозам, к 2025г. численность населения планеты достигнет 9 миллиардов человек, к 2075г. - 12 миллиардов. Но при том уровне продуктивности и производства, который есть сегодня, Земля может прокормить только 6 миллиардов человек. Значит уже к 2025г. мы столкнемся с большими трудностями. Для того, чтобы обеспечить людей едой, нужно увеличивать производство продовольствия на 2% ежегодно.

Однако и цифра 6 миллиардов многократно завышена. Сейчас мы живем за счет энергии ископаемых источников топлива, накапливавшихся природой миллиарды лет. За один год человечество тратит объем энергетических ресурсов, формирующихся в естественных условиях на протяжении примерно миллиона лет. Как показывают оценки, для того чтобы жить в равновесии с Природой, на Земле должно быть не более 500 миллионов жителей, а предел допустимого использования первичной продукции биоты равен всего 1%! (Моисеев, 1997). Жизнь в рамках естественного кругооборота веществ потребует, по меньшей мере, десятикратного уменьшения суммарных потребностей человечества, а следовательно и численности.

Но самым опасным и трагичным для человечества, как отмечает Н.Н.Моисеев, "может оказаться потеря стабильности биосферы — нарушение извечного хода событий, возможность перехода биосферы в некое новое состояние, в котором параметры биосферы исключат возможность существования человека < .> Если сегодня не предпринять специальных мер, не изменить характер нашей цивилизации, то теряющая стабильность биосфера, даже без шоковых воздействий человека, перейдет в состояние, непригодное для его жизни"

Уже очевидно, что кризис, на пороге которого стоит человечество, является не просто одним из этапов его исторического развития. Он должен качественно изменить сам характер развития. Как отметил Норберт Винер: "Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя".

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Активные формы обучения в преподавании математики
Лабораторная работа – это самостоятельная работа учащихся, которая выполняется посредством наблюдений, сравнений, измерительных и вычислительных инструментов, составления таблиц, вычерчивания графиков, исследования математических формул, чертежей, фигур, с целью установления новых для учащихся математических фактов, являющихся основой для теоретических выводов и обобщений, и, впоследствии, получа ...

Организация эксперимента по формированию психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению
Результаты контрольного эксперимента выявили необходимость в развитии у испытуемых дошкольников психологической готовности к школьному обучению. Для развивающих занятий мы поставили следующие задачи: 1) развить способность самоконтроля в обучающей деятельности; 2) развивать творческие способности и воображение, формировать представления об окружающем мире, формируя интерес к познавательной деятел ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru