Формирование информационной компетенции при изучении темы "Поиск и хранение информации"

Новая педагогика » Формирование информационной компетенции при изучении темы "Поиск и хранение информации"

В настоящее время обработка и хранение информации является важным вопросом в современном мире информационных технологий и трудно представить работу с большими объемами данных без использования информационных систем. Одной из разновидностей этих систем являются системы управления базами данных (СУБД).

Практически все системы, в той или иной степени, связаны с функциями долговременного хранения и обработки информации. Хранение информации необходимо организовывать таким образом, чтобы её было удобно просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения, делать любые выборки, осуществлять сортировку в любом порядке.

Такой работой людям приходилось заниматься и задолго до появления компьютеров. Основным средством хранения данных была бумага.

Автоматизированные информационные системы, основу которых составляют базы данных, появились в 60-х годах XX века в военной промышленности и бизнесе там, где были накоплены значительные объемы данных .

Теперь такие системы используется и для оперативного, эффективного управления предприятиями, фирмами и организациями различных форм собственности, телекоммуникационными средствами, информационно-вычислительными, экологическими, радиолокационными и радионавигационными системами управления, ядром той или иной степи являются базы данных (БД). Сегодня, в век новых информационных технологий, неотъемлемой частью информационно грамотного человека является умение работать с базами данных.

Именно для того чтобы использовать базы данных, наиболее эффективно и в полной мере, нужны системы управления базами данных (СУБД), которые предоставляют возможность просмотра этих данных, внесение в них изменений и дополнений с тем, чтобы поддерживать достоверность информации.

Но для того чтобы воспользоваться информацией, заложенной в компьютере, необходимо не только представлять, как это происходит, но и научиться создавать примитивную базу данных, осуществлять поиск информации, заменять и дополнять различного рода сведениями.

В последние годы в связи с реформой российской школы наметился новый подход к обучению. Задача школы – не просто дать ученику необходимый набор знаний, умений, навыков, а подготовить его к взрослой жизни, попытаться научить его не просто применять знания для решения конкретной задачи, а научить его ставить и решать проблемы, научить применять полученные умения и навыки для решения как повседневных, так и профессиональных проблем. Знание не должно быть отчуждено от учащегося, напротив, он воспринимает его как нечто личное, социально-ценное. Решить эту задачу помогает компетентостный подход в образовании.

Компетентность ученика предполагает проявление по отношению к компетенции целого спектра его личностных качеств. Понятие компетенции включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.

Компетенции не сводятся только к знаниям или только к умениям. Они являются сферой отношений, существующих между знанием и действие в практике.

Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у школьника формируются те или иные составляющие «взрослых» компетенций, и, чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.

Образовательная компетенция- это требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно- и социально значимой продуктивной деятельности.

Информационные компетенции- навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; умение пользоваться современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, ксерокс и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Таким образом, выше сказанное определяет актуальность

выполнения данной выпускной квалификационной работы.

Объектом

исследования

является процесс обучения теме «Поиск и хранение информации» в базовом курсе «Информатика и ИКТ».

Предметом

исследования

является формирование информационной компетенции при обучении данной теме.

Целью

данной выпускной квалификационной работы является разработка методических рекомендаций по формированию информационной компетенции в базовом курсе «Информатики ИКТ» при обучении теме «Поиск и хранение информации».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать, обобщить и систематизировать учебники и учебные пособия, психолого-педагогическую и методическую литературу, и другие источники по теме исследования;

2) выявить состав и структуру информационной компетенции при обучении теме «Поиск и хранение информации»;

3) разработать примерные планы-конспекты уроков, использующие компетентностный подход к обучению.

Для достижения цели и выполнения поставленных задач были привлечены следующие методы исследования:

1) анализ психолого-педагогической, методической литературы, учебников и учебных пособий;

2) обобщение и систематизация;

3) проектирование структуры информационной компетенции;

4) разработка примерных планов-конспектов уроков.


Похожие статьи:

Из опыта работы педагогов г. Могилева
В предыдущих главах мы приводили примеры разработок русских и белорусских методистов. Как же проходит изучение творчества А.П. Чехова непосредственно в г. Могилеве? Автором данной работы было проведено исследование в нескольких могилевских школах (сш. №8, 40, 43, 25 и т.д.) По ее итогам мы можем с уверенностью сказать, что учителя города Могилева при изучении рассказов Чехова как правило пользуют ...

Формирование интонационной выразительности речи
1. Развитие восприятия различных видов интонации. Логопедическая работа проводится в определенной последовательности: 1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение). 2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа: а) знакомство с повествовательной интонацией; б) определение картинки-символа; в) упражнения по выделению по ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru