В современной парадигме образования одним из ведущих является принцип целостности, требующий направленности всех элементов педагогической системы на достижение конечной цели образования - на развитие и воспитание духовной, с активной жизненной позицией, творческой личности, способной, самостоятельно приобретая необходимые знания, применять их для решения жизненных проблем.
Реализация общей цели образования предусматривает соблюдение ряда психолого-педагогических условий, обеспечивающих создание образовательной среды, способствующей социально-личностному, эмоционально-ценностному развитию ученика при сохранении его индивидуальности. Одним из важнейших условий является осознание учеником мотивации к учению, к приобретению нового знания, к освоению новых способов деятельности.
Формирование мотивации учения в подростковом возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у старшеклассников активной жизненной позиции.
Актуальная и многоаспектная проблема формирования мотивации учения обсуждается в литературе с разных позиций. Создание условий и ситуаций развертывания активности, учет прошлого опыта, внутренних и внешних факторов, влияющих на мотивацию, является предметом ряда научных исследований. Труды А.К. Марковой посвящены формированию мотивации учения школьников, В.Г. Леонтьев заостряет внимание на формировании потребностей, А.А. Вербицкий и Н.А. Бакшаева – на проблеме формирования учебной мотивации в контекстном обучении. В работах Р.И. Цветковой и Г.И. Щукиной рассматриваются общие вопросы формирования мотивации учащихся старших классов.
Целью курсовой работы является исследование процесса формирования мотивации к учению у старшеклассников.
Объект исследования: процесс формирования мотивации к учению у старшеклассников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие формированию мотивации к учению у старшеклассников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования мотивации к учению;
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности формирования мотивационной сферы старшего школьного возраста;
3. Рассмотреть методические основы исследования мотивации к учению у старшеклассников;
4. Охарактеризовать педагогические приемы, способствующие формированию мотивации к учению у старшеклассников.
Для решения поставленных задач применялась совокупность следующих методов: теоретический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической литературы; теоретический синтез.
Похожие статьи:
Понятие "фрактал"
Понятия фрактал и фрактальная геометрия, появившиеся в конце 70-х, с середины 80-х прочно вошли в обиход математиков и программистов. Слово фрактал образовано от латинского fractus и в переводе означает состоящий из фрагментов. Оно было предложено Бенуа Мандельбротом в 1975 году для обозначения нерегулярных, но самоподобных структур, которыми он занимался. Рождение фрактальной геометрии принято с ...
Цели и задачи обучения английскому языку
Лексические знания обеспечивают успешное овладение основами всех видов речевой деятельности. Под лексическими знаниями понимается не только совокупность языковых сведений об иноязычном слове, но и знание программ действия со словом, т.е. определенных стратегий обращения с иноязычным словом. Под целями обучения понимаются планируемые результаты изучения английского языка школьником. Можно смело ск ...