Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством элементарных опытов

Новая педагогика » Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством элементарных опытов

В настоящее время актуальна проблема поиска эффективных средств, которые способствовали бы умственному развитию детей дошкольного возраста и учитывали возрастные индивидуальные особенности ребенка. Познавательно-практическая деятельность является эффективным средством умственного развития дошкольника. В познавательно-практической деятельности не только проявляются, но и развиваются психика ребенка, сенсорика, природная любознательность, формируется активное отношение к окружающему, обогащается чувственный опыт, личность в целом. Важный результат этой деятельности-знания.

Для ребенка-дошкольника деятельность должна быть значимой, захватывающей, радостной. Все это включает в себя специфическая дошкольная деятельность - познавательно-практическая. Л.В. Венгер отмечал, что в познавательно- практической деятельности, как и в других видах деятельности, идет своеобразное отображение действительности ребенком, дети тут не просто «символизируют» или обозначают предметы и ситуации, но и создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные замещаемым объектом. Для этого вида деятельности необходимо наличие познавательного интереса. Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательная потребность определяет направленность мышления, чувств, воли ребенка.

Особую радость переживает ребенок, когда он, наконец, сам может дать ответ на свои же вопросы. А все это создает своего рода исследовательский стереотип, лежащий в основе дальнейшего развития познавательного интереса к окружающей действительности. Его наличие несет ребенку радость открытия, укрепляет «аппетит» к исследовательской деятельности. В познавательно-практической деятельности очень ярко проявляется развитие интереса к процессу познания у ребенка. В этом виде деятельности происходит своеобразная форма практического размышления ребенка об окружающем. Ребенок удовлетворяет хотя бы на некоторое время свою жажду познания практическим путем в процессе манипулирования, предметной деятельности, занимаясь экспериментированием. Особенно важен результат этой деятельности - полученные знания. С одной стороны, расширяется объем и углубляются точные знания детей об окружающем, с другой стороны, возникают еще не совсем ясные, незавершенные, гипотетические знания, которые выступают в форме вопросов. Проблемность, характерная для таких вопросов является, по мнению ученых В.В. Давыдова, Н.Н. Подъякова и других, мощным стимулятором умственной активности. Все выше сказанное и определяет актуальность и практическую значимость темы выпускной работы.

Цель выпускной работы: описание деятельности воспитателя по организации и проведению опытов с целью развития познавательной активности старших дошкольников

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую методическую литературу по использованию элементарных опытов в развитии познавательной активности старших дошкольников.

2. Составить картотеку элементарных опытов с объектами неживой природы.

3. Разработать конспекты занятий с использованием опытов с объектами неживой природы.


Похожие статьи:

Методика определения коммуникативной готовности детей «Анализ процесса и продукта деятельности»
Также оценить уровень коммуникации можно с помощью метода «психологического анализа процесса и продукта деятельности», который позволяет проследить за течением, последовательностью выполнения той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой), раскрыть психологические закономерности определенных этапов процесса деятельности. Примером такого исследования может быть изучение процесса и продукта ...

Формирование интонационной выразительности речи
1. Развитие восприятия различных видов интонации. Логопедическая работа проводится в определенной последовательности: 1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение). 2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа: а) знакомство с повествовательной интонацией; б) определение картинки-символа; в) упражнения по выделению по ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru