На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования в осмыслении его целей, содержания, методов вследствие наметившейся тенденции к изменению традиционного, авторитарного обучения и воспитания в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному. В этой связи можно видеть рост интереса со стороны общественности к психологической проблематике, к обсуждению проблемы интеграции детей с особыми нуждами в общеобразовательную среду и создания новых технологий для работы с ними.
Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей требуют обязательного учета психофизиологических особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для их полноценною развития, личностного становления, формирования индивидуальности, оказания психолого-педагогической помощи детям с отклонениями и развитии. Последние нуждаются в своевременном выявлении психических особенностей, в создании условий для их развития психолого-педагогическими средствами.
Анализ литературы по интересующей нас проблематике позволяет констатировать, что в специальной психологии последних десятилетий уделялось пристальное внимание вопросам обучения детей с отклонениями в развитии. Созданы учебные планы и программы, определено содержание обучения, включая пропедевтические разделы по всем основным и коррекционным предметам. Ребенок с отклонением в развитии может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания.
Особенно важным в этой области исследования представляется вопрос развития коммуникативных умений у обучающихся с нарушением интеллекта различной степени выраженности. Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной. У детей с нарушениями интеллекта данная потребность не возникает сама по себе, именно поэтому психолог одной из задач, реализуемых в своей деятельности, выделяет развитие коммуникативных умений, которые способствуют социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями в общество.
Но для того, чтобы у ребят появилась мотивация на взаимодействие как со взрослым, так со сверстниками, необходимо побуждение их к этому со стороны всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Инструментом конструктивного взаимодействия педагога с обучающимся, по мнению Н.Е. Щурковой, является «нежное прикосновение к душе ребенка», делающее акцент на оказание помощи ребенку в его развитии. И.В. Вачков в книге «Групповые методы в работе школьного психолога» предлагает педагогу-психологу использовать средства психологической психотерапии, такие как арт-терапия, игровая терапия, элементы сказкотерапии, но с соблюдением следующих принципов:
- принцип деятельностного подхода: опора на тот вид деятельности, который доступен ребенку с интеллектуальной недостаточностью;
- принцип комплексного подхода: поддержка тесного контакта психолога с педагогом-дефектологом, учителем, воспитателем и родителями;
- принцип иерархичности: от простого к сложному, ориентируясь не только на уровень актуального развития ребенка, но и на его потенциальные возможности.
Необходимо отметить, что в существующих моделях психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии недостаточное внимание уделяется формированию у учащихся познавательной сферы с опорой на эмоции, без чего невозможно успешное решение задач коррекционно-развивающего обучения.
Цель исследования
: разработка и обоснование модели деятельности педагога
по оказанию
психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования
коммуникативные умения и навыки детей с отклонениями в развитии, обучающихся в младших коррекционно-развивающих классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования
:
особенности психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы
Гипотеза исследования
состояла в том, что систематическая и целенаправленная работа по формированию и развитию коммуникативных умений учащихся начальной школы с отклонениями в развитии способствует преодолению недостатков интеллектуальной и личностной сферы детей.
Задачи исследования
:
1. Проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме;
2. Отобрать и модифицировать методы, обеспечивающие эффективное выявление недостатков психического развития у детей, поступающих в школу.
3. Провести диагностику уровня развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
4. Разработать комплекс занятий по коррекции и развитию коммуникативных умений детей с нарушениями интеллекта.
5. Исследовать эффективность реализации коррекционной работы по развитию коммуникативных умений для учащихся младших классов, способствующей преодолению недостатков интеллектуальной и личностной сферы детей с нарушениями интеллекта.
Для решения поставленных задач и исходных положений применяются следующие методы исследования
:
-анализ психолого-педагогической, методической и другой научной литературы;
- организация целенаправленной опытной работы;
- изучение, анализ, обобщение опыта по проблеме;
- выявление реального состояния проблемы коммуникативного развития младших школьников с нарушением интеллекта в практике;
- тестирование, анкетирование.
Этапы исследования:
1.Теоретический
(сентябрь 2010г. – октябрь 2010 г.)
Анализ психолого-педагогической литературы. Исходя из источников литературы, написана выпускная квалификационная работа.
2.Экспериментальный
(ноябрь 2010 г. - март 2011 г.)
Разработка диагностирующего (констатирующего), формирующего и контрольного этапов эксперимента. Сбор экспериментального материала на всех этапах эксперимента. Проведение экспериментальной работы.
3.Обобщающий
(апрель - май 2011г.)
Обработка результатов исследования, обобщение, литературное оформление исследования, определение перспективы дальнейшего изучения возможностей реализации перспективных задач, обозначенных в ходе исследования.
Обоснованность и достоверность
положений и выводов исследования были обеспечены результатами опытной работы.
Апробация и внедрение
результатов исследования осуществляется по различным направлениям: выступления автора на занятиях в учебном заведении, на научно – практических конференциях, на заседании методического совета в базовой школе; в процессе непрерывной педагогической практики и др.
Практическая значимость
результатов проведенного исследования заключается в том, что они могут быть использованы в начальной школе, в системе дополнительного образования для повышения эффективности образовательного процесса.
Опытно – экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ Аул-Бергульской СОШ. В эксперименте участвовали учащиеся 2 класса коррекционно-развивающего обучения в количестве 8 человек.
Похожие статьи:
Проявление заикания у детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста заикание развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического, физического состояния ребёнка, что и обуславливает достаточно сложную симптоматику данного речевого расстройства. Изменения в нервно-психическом состояния детей зачастую связаны не столько с появлением заикания, сколько с индивидуальными ...
Познавательное развитие дошкольников в художественном творчестве
Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятель ...