Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости

Новая педагогика » Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы » Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости

Страница 1

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Аул-Бергульской СОШ. В эксперименте участвовали учащиеся 2 класса коррекционно- развивающего обучения в количестве 8 человек: 2 девочки и 6 мальчиков, возраст детей 9- 10 лет.

Целью практического исследования стало изучение возможностей коррекции и развития коммуникативных умений детей с нарушением интеллекта

Были поставлены следующие задачи

:

1. Провести диагностику основных психофизиологических характеристик детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;

2. Подобрать методы и приёмы коррекции и развития коммуникативных умений и навыков детей с нарушением интеллекта.

3. В ходе формирующего эксперимента на основе принципа «работы по продвижению» разработать Программу коррекции и развития коммуникативных умений у детей с нарушением интеллекта, обучающихся в классах КРО в общеобразовательных школах.

4. Повторной диагностикой проверить эффективность данной программы.

Для решения поставленных задач был применён комплекс разнообразных методов

:

- Изучение медицинской документации, личных дел, характеристик.

- Определение уровня работоспособности детей в соответствии с психолого-педагогической дифференциацией.

- Методы тестирования для изучения психических процессов детей с нарушениями интеллекта (методики диагностики уровня развития коммуникативных умений).

Изучение медицинской документации, личных дел, характеристик.

Обследование начиналось со сбора общих сведений о ребенке, которые записывались со слов матери. Изучалась медицинская и педагогическая документация, заключение медико-педагогической комиссии. По данным педагогических наблюдений дается краткая характеристика на ребенка (отмечается неустойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему дефекту).

Изучаются данные о раннем психологическом развитии:

а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками;

б) когда стал держать голову;

в) когда стал самостоятельно садиться, ходить;

г) когда появились зубы;

д) поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал);

е) появление навыков самообслуживания.

Речевой анамнез: отличается время появления и характеристика гуления, лепета, первые слова фразы; как шло развитие (скачкообразное, с перерывами, постепенно; причины и время отклонения в развитии); с какого времени замечено нарушение речи; речевая среда, в которой рос ребенок; занимается ли с логопедом. Дается характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями, воспитателями).

На основе анамнеза общих сведений о ребенке делается вывод о протекании пренатального, интранатального, постнатального периодов (с отклонениями, без отклонений). На основании сбора анамнеза была составлена Таблица 1 результатов сбора анамнестических данных.

Таблица 1 Результаты анализа анамнестических данных

МКБ-10

Общий анамнез

Расшифровка DS

Этиология

Перенесенные ребенком заболевания

1

Андрей А.

F70.0

Лёгкая у. о. с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Социокультурный компонент, экзогенно

Циклические аффективные реакции неуточнённого генеза (эндогенное?)

2

Василий К.

F70.8

Лёгкая у. о., моторная недостаточность, миопия высокой степени ОИ

экзогенно

Частые заболевания различной этиологии и патогенеза

3

Дина Б.

F70.

Лёгкая у. о., моторная недостаточность

экзогенно

Частые ОРВИ

4

Витя Ч.

F70.

Лёгкая у. о., моторная недостаточность

экзогенно

Частые ОРВИ в дошкольном возрасте

5

Аня С.

F70.

Лёгкая у. о., моторная недостаточность

экзогенно

Частые заболевания различной этиологии и патогенеза

6

Саша Л.

F70.1

Лёгкая у. о., моторная недостаточность, нарушения поведения

Алкогольный синдром плода, неблагоприятные условия воспитания

Астенический синдром

7

Иван М.

F70.8

Лёгкая у. о., моторная недостаточность, дизартрия, нарушения с ДУ

экзогенно

Задержка психоречевого развития, асфиксия в родах, гипоксия плода, гипотрофия новорождённого

8

Гриша С.

F70

Лёгкая у. о., моторная недостаточность

Эндокринные нарушения, вызванные старением половых клеток

Дисфункция щитовидной железы, астматический компонент.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Построение и реализация процесса формирования дизайнерских навыков при обучении укладке керамической плитки
В процессе производственного обучения необходимо создавать условия и для эстетического воспитания учащихся — формировать восприятие красоты самого труда, воспитывать художественный вкус, умение создавать красивые изделия. Другим важным умением является привычка к экономическому расчету и к учету экологических последствий производства изделий. Когда сравниваются параметры, оценивается металлоемкос ...

Болонский процесс
В 1997 году под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО была разработана и принята Лиссабонская конвенция о признании квалификаций высшего образования Европы. Лиссабонское соглашение декларирует наличие и ценность разнообразных образовательных систем и ставит целью создание условий, в которых все большее число людей, воспользовавшись всеми ценностями и достижениями национальных систем образования и науки, ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru