Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. "Внешняя речь, - писал Л. Выготский, - есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация". Психологической основой речи служит мысль, и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на основе развитой системы понятий, на основе овладения системой умственных действий возможно успешное развитие речи.
Однако и понятийное мышление не может успешно развиваться без языкового материала, без речевого оформления и выражения. В отвлеченном мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям. Понятия же обозначаются словами (или словосочетаниями), следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения оболочку.
Точное понимание значения слова, обозначающего понятие, умение быстро, в сотые доли секунды выбрать нужное слово, соединить его не только по смыслу, но и грамматически с другими словами позволяет человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить, осуществлять понятийное (речевое) мышление.
Наблюдается обратное воздействие речи на мысль. Речевое оформление мысли способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли. Овладение языком - запасом слов и грамматической системой, позволяющей выстраивать эти слова в предложения и тексты, - создает предпосылки для совершенствования мысли, для развития мышления.
Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Помимо логического, понятийного (речевого) мышления, существует также наглядно-образное и конкретно-действенное мышление. Последние два вида чаще всего обходятся без речи. Но все виды мышления обычно совмещаются.
С другой стороны, разнообразие форм языка, их вариативность, синонимия позволяют одну и ту же мысль выразить различными словами и структурами.
Речь служит важнейшим средством изучения мышления; уровень развития речи является важнейшим критерием мыслительного развития. Речь неотрывна от мышления, развивается на основе мышления, поскольку с ее помощью оформляется, реализуется мысль.
Разрабатывая речевые упражнения, ориентируются на определенные умственные операции: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, выделение признаков, обобщение, конкретизацию и т.д.
Лучшим материалом для выработки логических умений являются природа, деятельность людей, учебный материал и т.п. Для развития же речи очень полезен вопрос учителя, требующий доказательств и раскрытия причинно-следственных отношений, "Почему?".
Важнейшим источником речевых упражнений является сама жизнь - все то, что окружает детей. В связи с этим особенно ценно организованное наблюдение. Материал, собранный в наблюдениях, служит для словарных упражнений и для составления предложений, рассказов, сочинений. Соединение материала наблюдений и материала, почерпнутого из книг, служит средством развития мышления и речи.
Наблюдение часто предполагает выделение существенных и несущественных признаков. В тренировочных целях учащимся предлагается указывать признаки предметов, связанные с размером, цветом, формой, весом, способом передвижения или использования и пр.
Приведем примеры упражнений, направленных на выделение признаков:
1. Что можно сказать об арбузе по форме, цвету, вкусу?
2. Укажите признаки солнца, луны, звезды, лампы. Укажите их общий признак.
3. Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно:
мягкий, теплый, пушистый; высокий, стройный, красивый.
Похожие статьи:
Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего
школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Аул-Бергульской СОШ. В эксперименте участвовали учащиеся 2 класса коррекционно- развивающего обучения в количестве 8 человек: 2 девочки и 6 мальчиков, возраст детей 9- 10 лет. Целью практического исследования стало изучение возможностей коррекции и развития коммуникативных умений детей с нарушением интеллекта Б ...
Основные векторы науки в эпоху глобального экологического кризиса
Человечество на пороге перемен. Изменение характера эволюции. Наука в постиндустриальном мире. Пути сосуществования человека и биосферы. На рубеже веков экспоненциальный рост промышленных показателей стал замедляться, центр тяжести из сферы материального производства очевидным образом стал смещаться в сферу информационную. Основным критерием стал не количественный, а качественный рост, расширение ...