Для развития мышления особенно важно овладеть умозаключением.
Умозаключение - это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения "Надвигается черная туча" извлекается новая мысль: "Сейчас хлынет дождь" (она и является умозаключением). В умозаключении всегда можно обнаружить причину ("Надвигается туча") и следствие ("Хлынет дождь").
Систематическая тренировка в связывании суждений, в словесном выражении причинно-следственных зависимостей повышает культуру речи учащихся, делает речь строже, доказательнее, последовательнее, т.е. логичнее. Этому помогут такие упражнения:
1. Рассказ или запись наблюдений за изменениями в природе.
2. Составление планов текстов.
3. Установление последовательности в серии сюжетных картинок.
4. Постоянное обращение к детям с вопросами: "Почему? Как? Докажи".
Все перечисленные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся лишь в том случае окажут развивающее воздействие на школьников, если учитель систематически, на всех уроках будет уделять внимание упражнениям в наблюдении, сравнении, обобщении и т.д.
Похожие статьи:
Формы организации труда в уголке природы с детьми с отклонениями в развитии
речи
Ознакомление детей, имеющих нарушения речи с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневном жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Занятия. Это основная форма организации детей с НР при ознакомлении с природой. Проводятся занятия в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На них воспитатель ...
Характеристика программ по предметам
Русский язык. Задача начального обучения русскому (родному) языку – формирование у детей умений читать и писать, различных речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых. В качестве предмета усвоения в ...