Психофизиологические основы развития речи

Страница 2

4. Про кого (или про что) можно сказать:

высокий - низкий, белый - черный, едят - пьют?

5. Назовите общие признаки:

вороны и скворца; весны и осени; стола и стула.

6. Укажите несколько признаков какого-либо предмета. Какой из них самый главный?

К.Д. Ушинский писал: "Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение . ". Сравнивать - это значит устанавливать сходства и различия между предметами и явлениями. Сравнение возможно лишь при условии, что школьники уже умеют выделять признаки предметов и отличают существенные признаки от несущественных, т.к сравнивать можно лишь по существенным признакам.

При составлении заданий на сравнение нужно учитывать следующие требования:

1) сравнивают только такие предметы и явления, между которыми есть что-то общее;

2) сравнение должно быть целенаправленно, т.е. указывается, по каким признакам сравниваются предметы (явления);

3) сравнение должно завершаться выводами;

4) начинать сравнивать следует с противопоставления контрастных признаков.

Материал для сравнения дают наблюдения. Но можно опираться на картинки, прочитанный текст, жизненный опыт детей. Сравнивать можно два, три, четыре и более объекта, но начинаются упражнения со сравнения двух предметов или явлений.

Одной из важнейших задач умственного развития учащихся - это формирование понятий, основных единиц логического мышления. В понятии отражаются общие, существенные, отличительные признаки предмета или явления. В понятии эти признаки обобщены, поэтому работа над понятием всегда содержит обобщение.

Определение понятий приучает школьников к точному, строгому выражению своих мыслей. Понятия выражаются в словах или их сочетаниях. Но связная речь с точки зрения логических операций складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются в предложения и их группы.

Работа над понятием всегда содержит обобщение: обобщаются признаки, накопленные в ходе наблюдений, сравнений.

Понятия бывают родовые (более общие) и видовые (менее общие): дерево и сосна. Школьники упражняются в подведении видовых понятий в родовые.

Специальные упражнения в обобщении проводятся в основном в I и II классах:

1. Каким одним словом можно назвать эти предметы?

2. Выделение конфликтных объектов. Какой предмет лишний?

3. Составление связного рассказа в результате выполнения упражнений первых двух типов.

Упражнения в обобщении проводятся и на грамматико-орфографическом материале.

Понятие формируется постепенно, в результате наблюдений, выделения признаков и их обобщения, в процессе группировки, классификации объектов. Обобщение понятий подводит к одной из наиболее сложных мыслительных операций - к определению понятий. Определение понятий идет путем называния существенных признаков объекта и сопоставления их с признаками другого понятия.

Часто допускается так называемое описательное определение, т.е. такие, в структуре которого нет родового понятия, а лишь видовые признаки. Например: Гроза - это когда дует сильный ветер, сверкает молния, гремит гром, идет дождь.

Понятия выражаются в словах или словосочетаниях. Но речь не может состоять из отдельных слов. Связная речь с точки зрения логики складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются как предложения.

Суждения связываются между собой, т.е. между ними устанавливаются временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Очень важно, чтобы школьники научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей. Одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним, развивало, вносило новые факты и суждения.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Методика организации работы с календарями природы в дошкольном учреждении
Как показывает практика дошкольного воспитания - познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Это относится прежде всего не к усвоению характерных признаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. Отсутствие резкой видимой границы между временами года создает у детей обман ...

Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Это поможет найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности. Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru