Роль и место способов интеграции в начальной школе

Новая педагогика » Дидактические основы интегрированных уроков в начальных классах » Роль и место способов интеграции в начальной школе

Страница 2

В ранее действующих учебных планах школы вмещался ряд таких предметов, на изучение которых отводилось незначительное количество часов. Как правило, на протяжении недели, которая была между уроками по таким предметам, учащиеся забывали ранее выученный материал. А если на это время выпадали ещё и праздничные дни или болезнь учителя, то промежуток между уроками увеличивался. Трудно осуществлять в таких условиях контроль знаний и их объективное оценивание. А это, в свою очередь, вызывает и определённое отношение учащихся к учебному процессу в целом, и к усвоению материала – в частности.

Можно сделать вывод, что не обеспечивался должный уровень знаний учащихся и высокое качество преподавания, а, соответственно, не выполнялись цели и задачи, которые ставились при введении новых предметов в учебный план.

В этих условиях правомерны попытки нетрадиционного решения проблемы обновления содержания обучения и воспитания. К числу позитивных факторов интеграции в начальной школе можно отнести относительную готовность учителя, ведущего большинство учебных предметов, естественность перехода от целостного семейного или детсадовского воспитания к целостному обучению, опыт изучения в определённой степени интегрированного курса природоведения. Главным же доводом «за» является, на наш взгляд, наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ребёнка. По результатам исследования одного из американских психологов 20% интеллекта (мыслительных способностей человека) выпускника школы формируется на первом году жизни, 50% – к четырём годам, 80% – к восьми годам и 90% – к тринадцати годам жизни.

Укажем, что интеграция учебных предметов может основываться на таких дидактических потенциалах:

- соподчинение функций отдельных учебных дисциплин, например, история и обществоведение – на изучении закономерностей развития государства;

- экономичность – укрепление и концентрация учебного материала, устранение дублирования в его изучении (обобщённое изучение закономерностей явлений, геометрических построений и пр.)

- постоянство интегрированного базиса, интеграция двух учебных предметов на основе одного из них (интегрировать несколько предметов нужно на основе того, который более широко и глубоко изучает определённые законы или процессы);

- наличие достаточного объёма учебного материала, который может быть изучен на базе другой дисциплины (основой для осуществления этого условия является объём имеющихся связей между родственными учебными предметами).

Очевидно, что сейчас о полном интегрировании говорить ещё слишком рано: настолько специфичны программы и умения по разным предметам, что нарушить их целостность нельзя. Ни школоведение, ни дидактика, не отдельные методики к этому не готовы. Об этом может свидетельствовать непосредственно проведенные анкетирование в школах города, дающие возможность сделать вывод, что реально на практике учителя использует лишь элементы интегрирования содержания образования. Придавая актуальность данной теме, но, не владея достаточными теоретическими знаниями, отыскивают возможности соединять общие блоки знаний, темы, разделы, чтобы избежать дублирований и повысить интерес учащихся к изучаемым предметам.

Различные способы осуществления интеграции не могут быть абстрактно хорошими или плохими. Суть проблемы заключается в том, чтобы не отвергать один из них и применять другой, а ввести систему интеграционных мер с учётом возрастных (физиологических и психологических) особенностей учащихся всех уровней образования. Такая постановка проблемы, как нам кажется, должна удовлетворить признанному многими факту, что интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности.

Рассматривая проблему интеграции с позиции её практической реализации, следует помнить, что интеграция учебных предметов – далеко не механический процесс, а интегрированный учебный курс – это не случайное объединение отдельных дисциплин. Ведь, объединившие два или несколько предметов можно нарушить логику и внутрипредметную преемственность той дисциплины, на основе которой осуществляется интеграция. Кроме этого обязательно следует учитывать, что содержание предметов, которые подлежат интеграции обязаны находиться на одинаковом информационном уровне. Интеграция – это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного, или для ускорения процесса обучения, или для закрепления переноса знаний, умений и навыков. Процесс такого рода традиционно называется в педагогике и в методике использованием внутри- и межпредметных связей в бучении, что, конечно же, есть проявление тенденций, предпосылок к будущей интеграции, но никак не сама интеграция. Интеграция – это создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебных предметах, видах деятельности и т.д.), а затем приспособление этих элементов и частей и их объединение в не существовавший ранее монолит особого качества. Интеграция – это всегда ограничение общего образования за счёт его специализации.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Анализ творчества художников-иллюстраторов
Книга - одно из первых произведений искусства, с которым встречается ребёнок. Яркая, богатая подробностями иллюстрация сразу привлекает к себе внимание ребёнка. Художник - иллюстратор не просто рисует образ - он, так же, как и автор, формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус и любовь к Родине. Вглядываясь в книжную иллюстрацию, ребёнок получает исти ...

Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста средствами графического моделирования
Многие известные педагоги и философы обращали внимание и необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше. Это Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др. Особую роль природы в развитии мышления подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственные наблюдения ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru