Все кажущиеся нелепицы детского рисунка обусловлены не тем, что ребёнок рисует бессознательно, нет, у ребёнка есть своя особая логика, свои реалистические и эстетические запросы и это надо помнить.
Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка и некоторые суждения о нём не только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоваться в работе над рисунком.
Знакомство с цветом для маленьких детей – это не столько узнавание и понимание, сколько восприятие. Как дети воспринимают цвет? Различается ли восприятие цвета у детей и взрослых? Да, конечно, они различны. Сегодня мы знаем, что восприятие у взрослых людей очень индивидуально, зависит от настроения, различается у мужчин и женщин. Что же важно знать, занимаясь с ребенком?
Прежде всего, надо помнить, что у малышей, находящихся в самом начале своего жизненного пути, оценки психологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. Так для ребенка-дошкольника красный, желтый, розовый, голубой и оранжевый – это радостные, яркие, веселые и добрые цвета. А вот коричневый, черный, темно-синий, белый, темно-зеленый – грустные, серьезные, скучные, злые, некрасивые цвета.
Еще одной особенностью восприятия цвета у маленьких детей является его конкретность: «зеленая трава», «голубое небо», «синее море». В самих этих сочетаниях угадываются «штампы», или «сенсорные эталоны», выработанные данной культурой. Ребенок, проходя путь освоения окружающего мира, должен постепенно овладеть этими «сенсорными эталонами». С их помощью позже он сможет систематизировать то, что видит, и то, с чем действует.
Очевидно, что чем уже и определеннее набор эталонов (в данном случае речь идет о цветовой культуре и цветовых эталонах), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия», то есть ориентироваться на 4–6 основных цветов. И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше аналитические способности восприятия.
Замечательным свойством детского восприятия является его целостность. Зрение, восприятие звука, тактильные ощущения, обоняние, моторика – все это пути и способы исследования окружающего мира.
Похожие статьи:
Понятие дизартрии и современные представления о ней.
Краткие сведения о формах дизартрии
Дизартрия - одно из самых частых расстройств речи. В настоящее время ее значение для детской практики резко возросла в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более обычным явлением. В частности/дизартрия является одним из симптомов детского церебрального паралича. Патогенез дизартрических расстройств речи обуславлив ...
Использование информационных технологий в современном учебном процессе
Наше время характерно стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни, проникают во все сферы человеческой деятельности. Глобальное внедрение компьютерных технологий, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, ...