Вуз отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция вуза - формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Система вузовского педагогического общения в звене "преподаватель - студент" качественно отличается от школьного самим фактом их приобщенности к общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности.
В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора:
· взаимоотношения ведомый - ведущий;
· взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего.
Пример: Лекция: преподаватель читает новый материал, который студент не знал, в данной ситуации студент вынужден выслушать педагога, чтоб освоить данный материал.
Основные требования к отношениям "преподаватель - студент", "студент - студент" можно сформулировать следующим образом:
· взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;
· формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогом;
· ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия;
· использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.
Использование следующих требований может привести к качественному воспитанию будущих специалистов.
Такой стиль формируется под влиянием двух активных факторов:
· увлеченности наукой, предметом;
· стремления превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства.
Высшая школа предъявляет высокие требования к психологическому климату кафедры, факультета, вуза в целом, реализуемом в повседневном педагогическом общении. Формирование собственного индивидуального стиля общения со студентами связано с развитием творческой индивидуальности профессоров, доцентов, преподавателей. Важной задачей начинающего вузовского педагога является поиск оптимального для целей воспитания собственного индивидуального стиля общения со студентами. Его выработке способствуют такие приемы:
· Включение студентов в начальные формы исследовательской деятельности;
· Создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации студентов, участие в заседаниях кафедры, конференциях, лекциях среди населения, выступления в печати и т.д.;
· Совместная научно-исследовательская работа
· Совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах;
· Участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, "круглые столы").
Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению. Особые требования предъявляются к этико-психологической основе взаимодействия ученого-педагога и студентов. В этом плане важную роль играют индивидуально-типологические характеристики или стиль общения. В стиле находят выражение:
· особенности коммуникативных возможностей педагога;
· достигнутый уровень взаимоотношений;
· творческая индивидуальность педагога;
· особенности студенческого коллектива.
Этапы педагогического общения.
1. Прогностический этап: в процессе моделирования педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:
· педагогическим целям и задачам;
· общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;
· творческой индивидуальности самого педагога;
Похожие статьи:
Особенности рассказов А.П. Чехова
Творчество А.П. Чехова – творчество малого жанра. Писатель не написал ни одного романа. Что обусловило становление Чехрва именно как мастера малой формы? Этот вопрос изучали многие исследователи, среди них – А.В. Кулешов, А.П. Чудсков, М.П. Громов, Л.М. Цилкевич и многие другие. В русской литературе обстоятельства сложились так, что рассказ стал разрабатываться после того, как уже появились повес ...
Личные качества женщины-руководителя
Женщин, особенно молодых специалистов, нередко задевает тот факт, что на руководящие должности выдвигают преимущественно лиц мужского пола. Теоретически и женщины, и мужчины имеют равные возможности стать руководителями, но фактически все выглядит несколько иначе. Основные препятствия на пути продвижения женщины заключаются в следующем: а) недостаток времени (из-за домашних забот женщина нередко ...