Особенности педагогического общения в вузе

Страница 1

Вуз отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция вуза - формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Система вузовского педагогического общения в звене "преподаватель - студент" качественно отличается от школьного самим фактом их приобщенности к общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности.

В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора:

· взаимоотношения ведомый - ведущий;

· взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего.

Пример: Лекция: преподаватель читает новый материал, который студент не знал, в данной ситуации студент вынужден выслушать педагога, чтоб освоить данный материал.

Основные требования к отношениям "преподаватель - студент", "студент - студент" можно сформулировать следующим образом:

· взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;

· формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогом;

· ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия;

· использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.

Использование следующих требований может привести к качественному воспитанию будущих специалистов.

Такой стиль формируется под влиянием двух активных факторов:

· увлеченности наукой, предметом;

· стремления превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства.

Высшая школа предъявляет высокие требования к психологическому климату кафедры, факультета, вуза в целом, реализуемом в повседневном педагогическом общении. Формирование собственного индивидуального стиля общения со студентами связано с развитием творческой индивидуальности профессоров, доцентов, преподавателей. Важной задачей начинающего вузовского педагога является поиск оптимального для целей воспитания собственного индивидуального стиля общения со студентами. Его выработке способствуют такие приемы:

· Включение студентов в начальные формы исследовательской деятельности;

· Создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации студентов, участие в заседаниях кафедры, конференциях, лекциях среди населения, выступления в печати и т.д.;

· Совместная научно-исследовательская работа

· Совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах;

· Участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, "круглые столы").

Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению. Особые требования предъявляются к этико-психологической основе взаимодействия ученого-педагога и студентов. В этом плане важную роль играют индивидуально-типологические характеристики или стиль общения. В стиле находят выражение:

· особенности коммуникативных возможностей педагога;

· достигнутый уровень взаимоотношений;

· творческая индивидуальность педагога;

· особенности студенческого коллектива.

Этапы педагогического общения.

1. Прогностический этап: в процессе моделирования педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:

· педагогическим целям и задачам;

· общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;

· творческой индивидуальности самого педагога;

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Исторический обзор реализации интеграции в практике отечественной и зарубежной школы
Идея о единстве научных знаний, хоть и в примитивных натур-философских представлениях находила отражение в работах древних мыслителей: Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Платона. К этой проблеме обращались Г. Гегель и И. Кант, Л. Фейербах. И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой ...

Педагогические условия для развития игры дошкольников
Почти все авторы, описывающие или исследовавшие ролевую игру, единодушно отмечают, что на ее сюжеты решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Вопрос о том, что именно в окружающей ребенка действительности оказывает определяющее влияние на ролевую игру, является одним из самых существенных вопросов. Его решение может подвести к выяснению действительной природы ролевой игры, к ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru