Психолого-педагогические аспекты реализации принципа наглядности в обучении

Страница 2

наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному; на ранних этапах ребёнок мыслит больше образами, чем понятиями; с другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами;

наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким; согласно К.Д. Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребёнок усвоит их на лету…».

Принцип наглядности – дидактический принцип обучения, относящийся к числу ведущих. Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. В соответствии с принципом наглядности обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися.

В процессе наблюдения предметов и явлений реальной действительности человек обнаруживает различия и сходства между ними, определяет их общие характерные черты, обобщает свои наблюдения, создает понятия, формулирует законы и правила, которым подчинены эти явления. Таким образом, «переработанные» впечатления превращаются в понятия и абстрактные обобщения.

Выдающийся русский физиолог и мыслитель-материалист И.М. Сеченов отмечал, что мысль человека переходит из области ощущений в область внутренней речи как системы условных знаков. Без этого элементы мышления, лишенные образных форм, не имели бы возможности фиксироваться в сознании.

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.

Мышление и его механизмы

В познании окружающего мира значительную роль играют процессы ощущения и восприятия. Но познание действительности не заканчивается, начинаясь с ощущений и восприятия, переходит к мышлению.

В психологии под мышлением понимают процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного опыта, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно (т.е. умозаключением) раскрыть то, что непосредственно (т.е. восприятием) не дано.

Мышление представляет собой порождение нового знания, порождение такого результата, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

С позиций современной психологии механизм порождение нового знания связан с созданием образа, который может быть описан как: чувственный опыт, полученный в процессе восприятия, накладываемый на познавательные структуры человека, в результате чего приобретается образная форма.

Мышление, в отличие от других психологических процессов, почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую необходимо решить, и изменением условий, в которых эта задача задана. Таким образом, мышление совершается в соответствии с определенной логикой.

Дадим краткую характеристику каждому из видов мышления.

1. Наглядно-действенное мышление – это вид мышления, при использовании которого человек непосредственно связан с практическим преобразованием действительности.

Основано на переборе действий, связанных с целями данной задачи. Наглядно-действенное мышление отражается в терминах «пощупать проблему руками», «ручное мышление». Примерами могут быть задачи типа решения головоломок, прохождения по лабиринту, завязывания морских узлов.

2. Наглядно-образное мышление – это вид мышления непосредственно связан с восприятием окружающей действительности, и без нее совершаться не может. К примерам такого типа мышления можно отнести поиск объектов и фрагментов на сложном фоне, выделение сигнала из шума, описание характеристик отдельных фрагментов реальных объектов, т.е. способы работы с реальными пространственными сценами и реальными объектами.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Социокультурный подход в учебно-методическом комплексе «NewMilleniumEnglish»в 8 классе авторов О.Л Гроза, О.Б Дворецкая
Методический комплекс «New Millennium English-8» О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая является составной частью учебного курса New Millennium English для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений России, соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам. В УМК большое внимание уделяется формированию учебных навыков и умений, так ...

Цель, задачи и содержание формирующего эксперимента
С целью совершенствования и развития качеств слухового и зрительного внимания, была предпринята попытка определения содержания системы коррекции нарушения внимания, для повышения эффективности логопедической работы по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: Анализ методической литературы с целью отбора игр и упр ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru