Психолого-педагогические аспекты реализации принципа наглядности в обучении

Страница 3

3. Теоретическое образное мышление – это вид мышления, связанный с манипулированием образами. Образные структуры в процессе решения задачи человек извлекает непосредственно из памяти или творчески воссоздаёт воображением.

4. Теоретическое понятийное мышление – это вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи привлекает знания, полученные другими людьми, выраженные в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.

Виды мышления у человека сосуществуют, взаимно дополняют друг друга в процессе интеллектуальной деятельности, однако в зависимости от её характера и конечных целей преобладает тот или иной вид мышления. По степени своей сложности, по требованиям к интеллекту и другим способностям человека ни один из видов мышления не уступает другому.

Рассмотрим более подробно механизм мышления в целом.

Любой познаваемый объект может выступать для человека как в своих достаточно известных свойствах или качествах, так и в менее известных, а то и просто неизвестных качествах и отношениях. Следовательно, в каждой новой жизненной ситуации человек ищет и открывает новые стороны объекта, опираясь в то же время на свой жизненный опыт.

В таком раскрытии познаваемого объекта через включение его в новые связи и отношения состоит основной, исходный и всеобщий «механизм» (способ) мышления. Он называется анализ через синтез. Механизм заключается в следующем: в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и в силу этого выявляет новые качества, которые фиксируются в новых понятиях и понятийных характеристиках. Таким образом, из объекта выделяется все новое содержание и свойства.

Следовательно, система знаний, никогда не бывает абсолютно завершенной, а всегда развивается, обогащается все новым содержанием по мере все более глубокого познания.

Поэтому мышление и выступает, прежде всего, как процесс, т. е. как нечто становящееся, формирующееся, развивающееся, никогда полностью не завершенное в своем открытии все новых и новых свойств и отношений объекта.

Приведем пример из области математики, иллюстрирующий действие этого важнейшего способа любого мышления: при изучении в геометрии сначала полностью изучаются все свойства треугольника самого по себе. Когда все свойства изучены и треугольник не может дать никакой новой информации о себе, благодаря простому приему открывается более широкий горизонт. Треугольник больше не рассматривается обособленно, а берется в связи с некоторой другой фигурой – окружностью. Благодаря этому стороны и углы получают совершенно иные определенные взаимоотношения, которых нельзя было открыть и использовать без этого отнесения треугольника к окружности.

Таким образом, первоначально формируется образ самого треугольника, создаются система знаний, которая постепенно наращивается. Впоследствии на эту систему накладывается на новый образ, происходит перестройка определяемых структур.

Визуальное мышление, как формирование образов

теоретических понятий

Приведенные выше виды мышления выступают одновременно и как уровни развития. В зависимости от профессии, у человека доминирует тот или иной вид мышления. Например, у художника преобладает наглядно – образное и образное теоретическое мышление. Образное мышление (теоретическое и практическое), основанное на визуальных (зрительных) образах называемых «визуальным мышлением».

Визуальное мышление – это мышление посредством визуальных операций, связанное с порождением, трансформацией предметных пространственных образов восприятия и воображения, созданием новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих знание видимым .

Визуальное мышление опирается на формирование и использования зрительного образа, способствует образованию визуальных понятий. Эти визуальные понятия представляются в виде рисунков и картинок. Человек накапливает всевозможные образы в течение жизни. Таким образом, когда предметы физически отсутствуют, они представлены косвенно нашей памятью и знаниями о них.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Эффективность организационно-содержательного обеспечения процесса формирования готовности к работе с трудными подростками
Экспериментальная работа организовывалась и проводилась в 2 этапа. Первый этап был связан с формированием готовности студентов к воспитательной работе с трудными подростками в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере физической культуры. На данном этапе реализовывался разработанный нами спецкурс (содержание и объем представлены в главе 2, параграфе 2.2.). В эксперименте п ...

Современная воспитательная система, основанная на ключевых ценностях гражданина России
В начале XX века Луначарский писал: «Мы хотим воспитать человека, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами. Наряду с этим мы отнюдь не стремимся к стадности, к растворению личности, к стиранию оригинальности. Нисколько! Нам нужно, чтобы на коллективной основе особенности человека получали полное развитие. Мы должны развернуть особенности, дарования, развить навыки ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru