Воспитание личности с учетом темперамента

Страница 1

Темперамент накладывает печать на моторные, эмоциональные, умственные проявления в воспитании школьника. Степень влияния темперамента отчетливо сказы­вается в движениях, в формах эмоциональной реакции, обще­нии, менее ярко — в волевой сфере, в познавательной с точки зрения формы.

В последнем случае темпераменты нивелируются.

Итак, в темпераменте прежде всего следует выделить вы­носливость (силу нервной системы). Известно, что по этому признаку школьники могут быть выносливыми и маловынос­ливыми. Первые сравнительно легко справляются с большой эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой; вторые — та­кой нагрузки не переносят. Первые три напряжении и даже перенапряжении не перестают адекватно реагировать на внешние воздействия, в крайнем случае они впадают в сонное состояние (развивается торможение в мозгу, которое охра­няет нервную систему от повреждения, срыва). К ним отно­сятся холерики, сангвиники, флегматики. Вторые относитель­но быстро истощаются эмоционально, меньше, чем другие, способны напрягаться при физической и умственной работе, в меньшей мере способны адекватно реагировать на сильные и сверхсильные внешние раздражители. Сюда, как известно, относятся меланхолики. Русский врач XVIII века С. Г. Забелин сказал о меланхоликах: «Они везде наперед затруднения, коих нет, и несчастья воображают, сомнительные во всем и боязливы. Им больше, чем кому бы то ни было, следует со­блюдать правила жизни, избегать страха, гнева и печали».

Как показывают эксперименты, в учебно-воспитательной работе выносливость темперамента должна быть учтена в ка­честве индивидуального своеобразия школьника. При прочих равных условиях эмоциональная нагрузка для учащихся с выносливыми темпераментами окажется средней, для школьников-меланхоликов—высокой; там, где для санпвиника, холерика и флегматика нагрузка становится высокой, для меланхолика—предельной, или угрожающей. Выбирая средства педагогического воздействия, воспитатель учтет это обстоятельство. Например, для меланхолика непригоден по­вышенный тон обращения, публичное обсуждение его поведения, включение в ситуацию с большим эмоциональным нака­лом, с повышенной интеллектуальной и физической нагруз­кой. Для остальных темпераментов все это приемлемо.

Важным показателем темперамента школьника является подвижность, живость. Известно, что некоторые учащиеся ха­рактеризуются мобильностью в моторике, быстрым возникно­вением и прекращением эмоций, подвижностью в интеллек­туальной деятельности. Другие—инертны в движениях, с медленным возникновением и неярким протеканием эмоций, малой подвижностью .мысли. Все это—проявление темпера­мента по показателю живности, мобильности. Для холериков, сангвиников характерна большая подвижность, для флегма­тиков и меланхоликов — малая. Наблюдения за школьниками разных темпераментов, а также практическая воспитательная работа с ними свидетельствует о том, что этот показатель «диктует» определенные меры индивидуального воздействия. При всем желании выполнить задание быстро, флегматик не сможет сделать этого. Его вялость, инертность в реакциях на замечания может явиться объектом внимания одноклассников, неторопливость в выполнении срочного дела — привести к срыву. Напротив, холерики и сангвиники быстры, подвижны, нетерпеливы. Школьник-холерик иногда так спешит, что ока­зывается 'в менее выгодном положении, чем флегматик. То­ропливость приводит к поспешному и необдуманному реше­нию, к ошибкам.

Наконец третий показатель темперамента—уравновешен­ность. Он проявляется в том, что мера активности и пассив­ности могут быть в разных сочетаниях. У одних школьников преобладает активность, у других — пассивность. У холериков господствует активность, тогда как у флегматиков преобла­дает инертность. Там, где необходимо 'проявить инициативу, мобилизовать людей, в большей степени подойдет холерик, или сангвиник. Флегматик малоинициативен, он — скорее ис­полнитель. Экспериментами установлено, что школьники холе­рического типа, а также сангвиники в большинстве случаев выступают организаторами и руководителями дел, групп, кол­лективов. Редко в этом качестве можно увидеть флегматика и почти не встречаются организаторы—меланхолики.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Диагностическая методика творческого воображения младшего школьника
Цель: выявление уровня развития творческого воображения у младшего школьника. Приготовьте несколько геометрических фигур разного цвета и формы из картона. Фигуры должны быть простые и сложные, правильной и неправильной формы (круг, треугольник, звездочка, прямоугольник, овал и т.п.). Они также могут быть разными по размеру. Предложите ребенку такое задание: вы будете читать ему сказку, а ребенок ...

История, современное состояние и структура МАДИ
Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ) был учрежден постановлением СНК Союза ССР №748 от 13 декабря 1930 года на базе автодорожного факультета Московского института инженеров транспорта и Высшей автодорожной школы ЦУДОРТРАНСа. С 2001года носит название Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) (МАДИ (ГТУ)). Главной задачей университета является ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru