Методические аспекты использования игровых технологий в обучении географии

Новая педагогика » Игра как средство активизации познавательного интереса у учащихся к предмету географии » Методические аспекты использования игровых технологий в обучении географии

Страница 1

А.С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих трудах возвращается к вопросу о роли игры в жизни детей. Многие педагоги, признавая, что в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка, забывают о том, что и в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят. Обогащает впечатлениями, помогает педагогам избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия.

В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребёнка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.

Игра создаёт атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличаются «леностью ума», желающие всё получить в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей, «кладовой памяти», но может с умом пользоваться её богатствами.

Повторительно-обобщающие уроки проходят в форме «Звёздного часа», «Счастливого случая», «КВНа», «Рыболова».

Благодаря нестандартности таких уроков, удаётся привлечь внимание большинства учащихся к наиболее сложным вопросам истории.

Недаром А.С. Макаренко высоко ценит играющий детский коллектив, в котором строгими судьями являются сами его участники.

Опрос можно проводить при помощи кроссвордов, головоломок, чайнвордов, викторин. За правильный ответ можно давать жетоны. По количеству жетонов и получают отметки. Игра на уроке географии - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой «оживают» и «действуют» люди - участники исторической драмы. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния — специфического эмоционального отношения субъекта и географической действительности. Таким образом, ученики наполняют «безлюдную» географию персонажами, которые они сами изображают.

Игра заставляет ребёнка перевоплотиться в человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя». Через понимание мыслей, чувств и поступков, «своих» героев, школьники моделируют географическую реальность. При этом приобретаемые знания становятся для каждого ученика - игрока лично значимыми, эмоционально органичными, ребёнок должен как бы, «прочувствовать» свой персонаж из нутрии благодаря глубокому познанию всей эпохи.

Методисты выделили два важных признака географической игры -наличие прямой речи (диалогов) участников и воображаемой ситуации в прошлом или настоящем, (но с обсуждением прошлого). Проводя такое деление, ученые затронули вопрос о классификации игр по географии.

Игры классифицируют по различным признакам, по целям, по числу участников, по характеру отражению действительности. Современные ученные выделили символические и исследовательские игры. Первые ассоциируются с игровым моделированием той или иной сферы труда (имитация реальности), вторые основаны на чётких правилах и игровых символах, третьи связаны с новыми знаниями и способами деятельности.

В.Г.Семёнов выделил:

1) интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды);

2) интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевой игры);

3)неинтерактивные (индивидуальные игровые задания).

Этот же исследователь классифицирует игры по степени импровизации:

1) игры с ролями и сюжетом (импровизационные);

2) игры с четким каноническим сюжетом (канонические);

3) бессюжетные игры (кроссворды).

Г.К. Селевко разделяет учебные игры на сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и драматизации.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности
Целью формирующего этапа эксперимента стала организация и проведение системы работы по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет в процессе художественной деятельности. В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи: 1) разработать и апробировать систему средств, методов и форм работы, направленной на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста 2) оцени ...

Планирование работы. Тематический план
О необходимости воспитания самостоятельной, инициативной и творчески активной личности в настоящее время говорят и пишут много. Бесспорно, проблема самоопределения растущей личности является сегодня одной из самых востребованных в педагогической науке и практике. Психолого-педагогический смысл феномена самоопределения строится на понимании этого процесса как сознательного выявления и утверждения ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru