Методические аспекты использования игровых технологий в обучении географии

Новая педагогика » Игра как средство активизации познавательного интереса у учащихся к предмету географии » Методические аспекты использования игровых технологий в обучении географии

Страница 2

В приведенных педагогических классификациях, безусловно, есть смысл; они показывают, прежде всего, различие между играми с чёткими внешними заданными правилами (или чётко прописанным сюжетом), отступать от которых нельзя и играми без внешних правил, основанных на импровизации и внутренней логике моделирующего процесса. Эти игры существенно различаются не только целями и содержаниями, но и по степени воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферу учеников.

В теории практики и обучения географии была известна классификация, разделяющая игры на: ретроспективные и деловые (если идёт речь об играх с внутренними правилами).

Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с географической обстановкой, ученики получают в ней роль только нашего современника или потомка. При этом явно прослеживается два подвида такой игры.

Один из них - игра-обсуждение, в процессе которой воссоздаётся воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, симпозиумы ученых, круглые столы журналистов). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге. Как правило, такие игры даже при определённой программной деятельности проводятся с большей долей импровизацией ребят.

Другая форма деловой игры - это игра-исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, школьный учебник, газетную статью, научный доклад о том или ином географическом событии.

Ретроспективная игра (также встречается термин «реконструктивная», от слов «ретро»- воспоминание о прошлом, «реконструкция»- воссоздание), в ходе которой моделируется ситуация ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общеобразовательной группы. Главным признаком игры такого типа является «эффект присутствия» — «так могло быть». Как справедливо заметил психолог А.Н. Лук, в такой игре подростку «удаётся прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, сильнее, благороднее, справедливее». Школьник для такой игры, как правило, придумывает имя, факты, биографии, профессию, социальное положение своего «героя»; и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний облик. При этом школьник должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспективные игры помогают ученику «войти» в историческое время, почувствовать «колорит эпохи», увидеть конкретных людей с их миропониманием поступками в конкретной ситуации определенного времени.

Не все ретроспективные игры одинаковы, поэтому они делятся на подвиды. И.В. Кучерук делит все ретроспективные игры на:

1) формально-ретроструктивные игры - иллюстрации исторического события, документально воссоздающие обстановку, соответствующую определенной эпохе (по иному такие игры называют театрализованным представлением);

2)формально-конструктивные игры - в сюжет и уста «очевидцев» событий вкладывается собственная их оценка, и даже с учетом современного опыта познания (по другому театрализованной игры);

3)неформально-конструктивные игры, которые дают больший простор воображению и деятельности участников, которые могут отступить от чёткого сюжета, канонизации персонажей (ролевые игры дискуссионного характера).

Все эти игры можно условно разделить условно на ролевые и неролевые.

Неролевые игры очень близки играм внешними правилами, но они создают историческое прошлое, и действие игры как бы происходит в далёкую эпоху. К таким играм относятся конкурсные ретроспективные игры, когда искусственно моделируется ситуация прошлого, в которой люди определенной эпохи «демонстрируют» своё мастерство, достижения, смекалку в определенном историческом контексте. Путём такой игровой ситуации, учитель, с одной стороны, проверяет знания учащихся на конкурсной основе, с другой, даёт возможность эти знания «применить» в условиях имитации далёкого прошлого, тем самым, углубляя и расширяя знания. Соревновательный дух подобной игры «зажигает» ребят, и стремление к познанию географии практически становится беспредельным ради расширения игровой ситуации.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Особенности психо-моторного и речевого развития у детей дошкольного возраста
недоразвитие речь логопедическая ритмика Для изучения нарушений развития и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР необходимо глубокое знание естественного хода становления моторики, речи и психики в норме. Представленные в литературе данные по развитию здорового ребенка базируются на фундаментальных физиологических исследованиях отечественных авторов: Н ...

Возникновение и развитие графической иллюстрации в России
Книга, - одно из самых значительных явлений культуры. Но помимо писателей книгу создают и художники, которые занимаются её оформлением. К иллюстрированию литературных произведений в России обращались такие известные художники, как: А.А. Агин, В.Ф. Тимм, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, В.М. Васнецов, Л.О. Пастернак, М.А. Врубель и другие. Но несмотря на это книжная иллюстрация до конца 19 ве ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru