Второй этап уже происходит на самом уроке. Он называется «вводным», ибо на этом этапе учитель ещё раз объясняет уже всему классу задачи и возможности игры, роль отдельных участников и даёт общее направление игре путём формулирования познавательного задания на весь урок. Именно на этом этапе учитель представляет участников. Создаётся определенный настрой. Игровой этап характеризуется эмоциональным вовлечением всех участников класса в игровое действие. Ребята в этот период как бы «проживают» ситуацию в её игровом воплощении, действуют по определенным игровым правилам. Именно на этом этапе происходит развертывание игрового сюжета. Учитель координирует игровые действия, осуществляет опосредованное руководство действиями участников, то есть регулирует ход занятия.
При необходимости корректирует и выступления актёров, вовлекает большее число школьников в игру, кратко резюмирует по ходу игры их деятельность, поощряет словом активных игроков, обращает внимание на работу экспертов, не навязывая им своего мнения, также поощряет зрителей, то есть работу всего класса.
На последнем оценочном этапе проводится вывод всего класса из игрового состояния, анализ проведенного занятия, оценка и самооценка участников, обсуждается сам ход и результативность игровых действий учеников. В то же время игровая ситуация и степень её соответствия исторической реальности разбирается особо. Учитель предоставляет заключительное слово, раздаёт карточки для анализа игры, выслушивает экспертную группу.
Достоинство игры в том, что через эмоции сопереживания, внимание учащихся концентрируется на ответе «сильного» учащегося, прошедшего отборочный тур, в результате чего лучше усваивается и закрепляется учебный материал. А установка в начале урока на то, что им самим придётся оценивать свои знания и знание одноклассников, вызывает чувство ответственности каждого члена команды за общий результат, побуждает к более строгому взаимоконтролю.
Таким образом, игра помогает учителю решать такие задачи, как:
- формирование навыков самоанализа, самооценки и самоконтроля;
- развитие познавательной активности и самооценки, направленной на поиск, обработку и усвоение информации;
- воспитание ответственности перед коллективом, отношение к достигнутому результату.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.
Похожие статьи:
Сущность понятия «самостоятельность»
Познавательная активность как условие дальнейшего успешного обучения. Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется в деятельности. Феномен познавательно ...
Технологии воспитания и обучения в Хуциевской СОШ Кизлярского района
В период практики мною были посещены уроки и внеклассные мероприятия разных учителей. Наблюдение и анализ их приводят к выводу, что в школе, в основном, используются три технологии: традиционная, проблемного обучения и педагогика сотрудничества. Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулир ...