Воспитание личности с учетом темперамента

Страница 2

Исследование А. И. Ильиной показало связь темперамента и общительности школьников. При изучении флегматиков и сангвиников было обнаружено, что флегматикам присущи следующие особенности: а) затрудненность в общении с новы­ми людьми, б) узость круга общения, в) постоянство общения •в узком кругу, г) медлительность реакции в общении, д) пассивность общения с новыми лицами, е) невыразительность в общении. Для школьников-сангвиников характерны противо­положные показатели: а) легкость общения с новыми людьми,

б) широта круга общения, в) постоянство отношений с боль­шинством из обширного круга общения, г) быстрота реакций в общении, д) выразительность в общении. Автор исследова­ния предупреждает о недопустимости смешения темперамента и характера. Между тем, нередко допускается отождествле­ние, и например, медлительность, эмоциональную инертность и невыразительность принимают за дурные черты характера:

лень, высокомерие, черствость. Это, в свою очередь, ведет к несправедливости по отношению к школьнику и даже нару­шению мер педагогического воздействия. Смешение темпера­мента и характера ставит ребенка в двойственное положение: ему дается положительная оценка за неторопливость, обду­манность действий, поведения; с другой стороны ~ упрекают в лени, нерасторопности.

Смешение темперамента и характера приводит к закреп­лению отрицательных черт. Например, непостоянство сангви­ника иногда подчеркивается и этим фиксируется на нем вни­мание. Школьник уверует в то, что с этим качеством ничего поделать нельзя, поэтому следует мириться. В этом слу­чае срабатывает механизм, образно сформулированный М. Ю. Лермонтовым и вложенный в уста Печорина: «У меня не было пороков, но люди говорили, что они у меня есть, и они у меня появились».

Знание черт темперамента детей позволяет пра­вильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном тем­пераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки быва­ли заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников тре­буют и различной педагогической тактики.

Учителя знают, что изменения школьного расписания, за­мена одного урока другим нарушают нормальную работу клас­са. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие же — медленно. При объяснении по­добных фактов также следует учитывать различия по темпе­раменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу вклю­читься в новую деятельность, для них затруднительно пере­ключаться с одного занятия на другое даже на уроке по од­ному и тому же предмету (например, при переходе от выслу­шивания объяснения к письму и т. п.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее, состояние на уроках.

Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети-холерики и дети с меланхолическим темпераментом. Пер­вых надо систематически удерживать от бурных реакций, при­учать к сдержанности, самообладанию, воспитывать у них при­вычку к более спокойной и равномерной работе. У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность, требовать поступков, связанных с преодолением трудностей. Дети со слабой нервной системой нуждаются в четком режиме и определенном ритме работы.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Режим дня
8.00 - 8.10 Горн трубит пора, пора! С добрым утром детвора! 8.10 - 8.25 Сразу дружно по порядку Все выходим на зарядку! 8.30 - 9.30 Все за стол! Узнать пора Чем богаты повара! 9.30 - 10.00 Интересное занятие- Подготовка мероприятия. 10.00-11.00 Кто куда: в поход, в театр, И в кружок и в зоосад. Час спортсменов - высший класс Поболейте-ка за нас! Не грустят в семействе нашем: Мы поем, танцуем, пля ...

Формы и виды внеучебной деятельности
Под внеучебной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей. В процессе организации внеучебной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создается обстановка сотворчества, продумывание ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru