С целью совершенствования и развития качеств слухового и зрительного внимания, была предпринята попытка определения содержания системы коррекции нарушения внимания, для повышения эффективности логопедической работы по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Анализ методической литературы с целью отбора игр и упражнений по формированию свойств внимания различных модальностей;
Проведение формирующего эксперимента и анализ результатов полученных в ходе повторного проведения констатирующего эксперимента, в связи с необходимостью определения эффективности коррекционного воздействия игр и упражнений, представленных в формирующим эксперименте.
Формирующая работа проводилась на базе детского сада №29 «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида».
В данном эксперименте принимали участие 20 дошкольников, страдающих заиканием органического и функционального происхождения.
Отметим следующие направления коррекции внимания включённые в систему логопедической работы по преодолению заикания:
Развитие концентрации и устойчивости зрительного внимания;
Развитие объёма зрительного внимания;
Развитие переключения и распределения зрительного внимания;
Развитие устойчивости и концентрации слухового внимания.
Для того чтобы привлечь внимание коллектива детского сада к исследуемой проблеме была проведена беседа с воспитателями, логопедом, специалистами, непосредственно работающими с дошкольниками, страдающими заиканием.
В ходе изложения материала педагогам была показана значимость рассматриваемой проблемы: развитие психических процессов, а особенно внимания, теснейшим образом связанного с развитием речи. Поэтому для повышения эффективности логопедической работы по преодолению заикания, мы обязаны, наравне с коррекцией речевого недостатка заниматься и коррекцией нарушения формирования внимания.
Все присутствующие были ознакомлены с результатами проведения констатирующего эксперимента. Было отмечено, что уровень сформированности слухового и зрительного внимания у дошкольников, страдающих заиканием, ниже, чем у дошкольников старшего возраста, речь которых не обременена речевыми недостатками.
Педагогам групп, занимающихся обучением воспитанием и коррекцией речевого нарушения у детей, был предоставлен перечень игр и упражнений, направленных на формирование свойств слухового и зрительного внимания. Было предложено включать игровые задания на развитие внимания, как в ход проведения занятия, так и в свободное от режимных моментов время.
Ниже мы представим систему занятий, которая включает в себя игры и упражнения на развитие свойств слухового и зрительного внимания.
Данная система игр разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в ней предусмотрено повышение уровня сложности предлагаемых заданий.
Так же рекомендуется начинать занятие с игры на создание положительного эмоционального фона, формирования чувства уверенности в себе и своих силах, так как в ходе исследования было замечено, что дети не всегда с желанием идут на контакт как со взрослыми, так и со своими сверстниками.
Игры, способствующие развитию концентрации и устойчивости зрительного внимания
Игра 1. «В магазине зеркал»
Цель: развитие концентрации зрительного внимания. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека.
Похожие статьи:
Диагностика уровня
развития физических качеств старших дошкольников на констатирующем этапе
исследования
В данном параграфе мы описываем экспериментальную работу, проведенную в ДОУ по проблеме развития физических качеств дошкольников в процессе физической подготовленности, но для этого, в начале, обращаем внимание на группы здоровья каждого ребенка. А затем, используя методы исследования, применяемые в экспериментальной работе, такие как: контрольные испытания (тесты), педагогический эксперимент и м ...
Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов – авторы системы развивающего обучения
Биография Д.Б. Эльконина. Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Работал в этом институте с 1929, где темой его работы (в сотрудничестве с Л. С. Выготским) были проблемы детской игры. П ...