Бесконечный кластер при протекании

Страница 1

Как растет масса, или число узлов, М(L) наибольшего кластера с увеличением характерного размера L решетки? При р>рс мы ожидаем, что m(L)≈pn(p) L2, где правая часть при L→∞ стремится к Р∞(р)L2, а Р∞(р) есть просто плотность узлов, принадлежащих перколяционному кластеру. В то же время при р<рс мы ожидаем, что т(L)/L2→ 0 при L→∞, так как Р∞(р<рс) = 0. При р=рс можно ожидать, что М(L) будет возрастать почти как L2. Экстенсивные исследования зависимости M(L) от L привели к следующему результату [4]:

(1)

Масса перколяционного кластера составляет при р>рс конечную долю всех узлов. Ниже рс кластер, простирающийся по всей решетке, как правило, не существует. Однако, если М(L) интерпретировать как размер Sмакс наибольшего кластера , то оказывается, что М(L) лишь очень слабо, т.е. логарифмически, возрастает с увеличением. На пороге протекания р=рс масса кластера, простирающегося по всей решетке (он является и наибольшим кластером), возрастает с увеличением L по степенному закону LD. Результаты численных экспериментов на квадратной решетке представлены на рис. 1.

Рис. 1. Масса наибольшего кластера как функция линейного размера L квадратной решетки.

Черные кружки соответствуют р=рс=0,593. Сплошная линия-зависимость М(L)=ALD с D=1,89. При р=0,65 (светлые квадраты) кривая, проведенная через экспериментальные точки (штриховая линия), дает D = 2,03. При р = 0,5. т. е. при р < рс, экспериментальные точки (светлые кружки) ложатся на прямую M(L) = А + В In L (показанную пунктиром).

Они показывают, что перколяционный кластер на пороге протекания имеет фрактальную структуру с фрактальной размерностью D. Фрактальный перколяционный кластер на пороге протекания часто называют внутренним перколяционным кластером. Для результатов, представленных на рис. 1, фрактальная размерность D по оценкам имеет значение 1,89 + 0,03. Указанная ошибка имеет статистическую природу и характеризует качество подгонки степенного закона к результатам численного моделирования, представленным на рис. 1. Анализ систематических ошибок – дело тонкое. Когда перколяционный кластер на конечной решетке размером L составляет лишь часть внутреннего перколяционного кластера, то некоторые из узлов, не входящих в перколяционный кластер на решетке размером L, на самом деле принадлежат внутреннему перколяционному кластеру, так как соединены с ним связями, лежащими вне рассматриваемого фрагмента. При р>рс численное моделирование на квадратной решетке приводит к фрактальной размерности d= 2,03 + 0,01 для перколяционного кластеpa. И в этом случае ошибка имеет статистическую природу, a D есть угловой коэффициент прямой, проведенной через точки, полученные с помощью численного моделирования при р=0,65 и представленные на рис. 1. По точкам, соответствующим на этом рисунке наибольшим кластерам, была построена подгоночная прямая М(L) = А + В ln L с В=-426 и А = 327. Она проведена на рис. 1 штриховой линией. Все результаты численных экспериментов, представленные на рис. 1, согласуются с асимптотическим поведением, описываемым соотношением .

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Проведение мероприятий по формированию навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта
В течение нескольких недель мы совместно с педагогами и воспитателями коррекционной школы вели разнообразную работу по формированию и совершенствованию культуры поведения школьников с нарушением интеллекта: проводили классные часы, этические беседы, а также использовали другие виды работы (обращение на уроках к темам культуры поведения, изучение "Уголка вежливости" и т.д.). Рассмотрим н ...

Учим через игру
В начальных классах, особенно в первом классе, работа по энергосбережению реализуется посредством максимального использования дидактических игр с передачей информации в занимательной форме от лица каких-то условных и сказочных персонажей. Познавательная деятельность учеников основана на восприятии материала в основном из устных источников, осмысления полученной информации, ее усвоении в виде знан ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru