Использование схем-моделей на уроках русского языка и литературы

Новая педагогика » Использование схем-моделей на уроках русского языка и литературы

Страница 1

О чём мне писать сочинение? Как писать сочинение? Смогу ли я написать сочинение? Эти и многие другие вопросы встают перед школьником, когда он оказывается один на один с чистым листом бумаги и темой сочинения. Как показывает опыт, для многих детей это очень сложные вопросы, на которые зачастую просто не хочется отвечать: легче не утруждать себя, списать с Интернета или сдать чистый лист. В такой ситуации очень важно найти приёмы работы, при которых каждый окажется в ситуации успеха, сможет поверить в свои силы, расширить словарный запас, научиться строить правильные конструкции. Именно на поиски таких приёмов направлена моя работа.

Одна из самых сложных, на мой взгляд, форм работы для школьников – анализ стихотворения. При подготовке к написанию сочинения по лирическим произведениям можно проводить ряд подготовительных работ, помогающих освоению способов разбора. Одним из наиболее эффективных приёмов является создание «текста сочинения с разбором стихотворения на готовой (сконструированной учителем) модели-основе». Можно рассмотреть использование данной методики на примере анализа стихотворения Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» Так, работая над вступлением, дети получают текст (цитирую лишь часть текста): «Любовь… Когда я слышу это слово, то (представляю, у меня возникают ощущения, вспоминаю…). (По-иному, по-новому, иначе, именно так) изображается чувство любви в лирике Ф.И. Тютчева. Его стихи, посвящённые избранницам, наполнены . И это неслучайно». С одной стороны, дети имеют возможность высказать своё мнение, передать свои ощущения по предложенной теме. Работы при этом получаются очень личностные, учащимся нравится высказывать свои чувства, главное немного подтолкнуть их к размышлениям. С другой стороны, дети должны владеть и литературным материалом. Иначе будут наблюдаться явные логические несоответствия, которые проявятся уже во вступлении. Но главная задача решается уже на первом этапе – дети пишут, они работают с удовольствием, высказывают свои мысли и даже не задумываются о том, что сочиняют! А преодолеть барьер детских страхов перед сочинением очень важно для последующей работы.

Достаточно сложно учащимся писать о художественных средствах, использованных поэтом. При выполнении работы по модели дети знакомятся с разными конструкциями, сами начинают анализировать, какие из них лучше использовать при интерпретации. Дети учатся подбирать цитаты и вводить их в текст сочинения.

«Произведение построено в форме диалога. Поэт обращается (к кому?). Обилие вопросительных предложений передаёт (что?). Содержание вопросов помогает понять, что поэт испытывает в первую очередь чувство (какое?)».

«Какой же предстаёт перед нами возлюбленная поэта? Описание героини построено на основе антитезы. Мы видим, какой она была раньше (цитата) и какой стала (цитата). Девушка покорила поэта (чем?). Неслучайно, рисуя портрет героини, Тютчев использует (что?), которые помогают подчеркнуть (что?)».

Работа по модели может использоваться на разных этапах и не только при изучении лирики. Например, в 5 классе я проводила обучающее сочинение по произведению В.Г. Короленко «Дети подземелья» с использованием модели. Дети справились с работой, были довольны результатом, однако многие допустили речевые и логические ошибки. Именно работа по модели позволила продемонстрировать детям, насколько внимательными надо быть при подборе слов. Так, большая часть класса допустила ошибки в следующей части сочинения:

«Повествование ведется от лица мальчика из семьи. Его отец — богатый и _ судья. Но все же Васю нельзя назвать счастливым человеком, потому что _».

схема модель сочинение

Дети, не задумываясь, написали «из богатой» семьи, несмотря на то что в следующем предложении звучит «богатый судья». Думается, что в дальнейшем учащиеся будут уже более внимательными, сумеют избежать подобных ловушек.

А в заключительной части сочинения некоторые допустили логический недочёт.

«Повесть произвела на меня _ впечатление. На страницах этого произведения описаны и горе несчастных людей. Судьба детей заставляет читателя переживать из-за . Благодаря этой повести я задумался о том, что ».

Учащиеся вставили в первом предложении слова «светлое», «радостное» и др., что несколько противоречит дальнейшему содержанию. Уже по первым опытам создания школьниками собственных текстов видно, что зачастую они подходят к написанию сочинения несколько формально. Работа по модели помогает продемонстрировать учащимся, что каждое слово значимо и требует досконального обдумывания.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Урок английского языка с использованием технологии «Интернет»
В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. В данной работе предпринята попытка выявить пути и способы оптимизации учебного процесса с помощью еще одного метод ...

Анализ и выводы формирующего этапа эксперимента
На контрольном этапе эксперимента были применены те же диагностические методы (но с другим сюжетом) в рамках сюжетно-дидактической игры, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты формирующей педагогической работы отражены в материалах контрольного этапа эксперимента. Целью данного этапа было: выявить динамику изменений в уровнях развития математических представлений детей в сюжетно-д ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru