Очень важна словарная работа, предваряющая написание сочинения. Интересные задания предлагаются Сычуговой Л.П. в пособии «Конспекты уроков русского языка. 5 класс». Например, перед написанием сочинения по графике Е.И.Чарушина автором предлагается составить словарь речевых оборотов:
«Образы зверей/зверята Чарушина/четвероногие персонажи
вызывают (симпатию, интерес…);
привлекают (внимание);
забавны;
занимательны;
достойны (заботы, внимания, симпатии);
малы;
любопытны;
неуклюжи;
осторожны;
потешны;
прелестны;
премилы;
трогательны…
Взгляд животных
наивен;
осмыслен;
умён…»
Это лишь часть из предложенной автором словарной работы. Проведение всего комплекса заданий позволяет настолько хорошо подготовиться к написанию сочинения, что творческая самостоятельная работа учащихся не вызывает у них никаких затруднений.
Написание сочинения по модели может сочетаться со словарной работой, когда учащимся предлагается выбрать из списка наиболее подходящее, на их взгляд, слово. Так, работая над сочинением по очерку П.И. Чайковского о вдохновении, предлагаю учащимся текст для моделирования (цитирую часть текста):
«П.И. Чайковский считает (полагает, утверждает, высказывает точку зрения…), что вдохновение является важнейшей частью (стадией, звеном, фазой, элементом) (в чём? в каком процессе?) _ (или чего?) _, в то же время неизбежно сочетание (чередование, перемежение) (какой?) (эмоциональной, творческой, собственно художественной) и (какой?) (рациональной, рассудочной, технической) _ стадий (составляющих) художественной деятельности, что гармонизирует (уравновешивает, стабилизирует) процесс творчества как таковой».
Многие слова являются малознакомыми для детей, не входят в их активный запас. Благодаря подобной работе дети запоминают новые конструкции, расширяют словарный запас, учатся создавать собственные тексты.
В современной педагогике существует множество приёмов, помогающих учителю научить детей писать сочинение. Опыт моей работы с немотивированными, слабыми детьми показывает, что написание сочинения по модели позволяет достичь довольно хороших результатов, поскольку обеспечивает ситуацию успеха, расширяет словарный запас учащихся, учит строить правильные конструкции.
Размещено на Allbest.ru
Похожие статьи:
Актуальность использования массажа
Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М.Б. Эйдиновой, О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, С.А. Бортфельд и др. Тем не менее, приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относител ...
Классификация и особенности стилей педагогического общения
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: · авторитарный; · демократический; · попустительский. При авторитарном (монологическом) стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оце ...