Использование схем-моделей на уроках русского языка и литературы

Новая педагогика » Использование схем-моделей на уроках русского языка и литературы

Страница 2

Очень важна словарная работа, предваряющая написание сочинения. Интересные задания предлагаются Сычуговой Л.П. в пособии «Конспекты уроков русского языка. 5 класс». Например, перед написанием сочинения по графике Е.И.Чарушина автором предлагается составить словарь речевых оборотов:

«Образы зверей/зверята Чарушина/четвероногие персонажи

вызывают (симпатию, интерес…);

привлекают (внимание);

забавны;

занимательны;

достойны (заботы, внимания, симпатии);

малы;

любопытны;

неуклюжи;

осторожны;

потешны;

прелестны;

премилы;

трогательны…

Взгляд животных

наивен;

осмыслен;

умён…»

Это лишь часть из предложенной автором словарной работы. Проведение всего комплекса заданий позволяет настолько хорошо подготовиться к написанию сочинения, что творческая самостоятельная работа учащихся не вызывает у них никаких затруднений.

Написание сочинения по модели может сочетаться со словарной работой, когда учащимся предлагается выбрать из списка наиболее подходящее, на их взгляд, слово. Так, работая над сочинением по очерку П.И. Чайковского о вдохновении, предлагаю учащимся текст для моделирования (цитирую часть текста):

«П.И. Чайковский считает (полагает, утверждает, высказывает точку зрения…), что вдохновение является важнейшей частью (стадией, звеном, фазой, элементом) (в чём? в каком процессе?) _ (или чего?) _, в то же время неизбежно сочетание (чередование, перемежение) (какой?) (эмоциональной, творческой, собственно художественной) и (какой?) (рациональной, рассудочной, технической) _ стадий (составляющих) художественной деятельности, что гармонизирует (уравновешивает, стабилизирует) процесс творчества как таковой».

Многие слова являются малознакомыми для детей, не входят в их активный запас. Благодаря подобной работе дети запоминают новые конструкции, расширяют словарный запас, учатся создавать собственные тексты.

В современной педагогике существует множество приёмов, помогающих учителю научить детей писать сочинение. Опыт моей работы с немотивированными, слабыми детьми показывает, что написание сочинения по модели позволяет достичь довольно хороших результатов, поскольку обеспечивает ситуацию успеха, расширяет словарный запас учащихся, учит строить правильные конструкции.

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Практические рекомендации родителям по развитию просодического компонента речи детей старшего дошкольного возраста детей с ЗПР
В настоящее время проблемы просодической организации речевого высказывания детей с замедленным психическим развитием выдвигаются на первый план не только в лингвистике, психолингвистике, теории коммуникации, но и в методике обучения языку, и в частности, в методике коррекционного обучения. - Причины нарушения просодического компонента речи могут быть вызваны артикуляционным нарушением. Необходимо ...

Направления и технология организации занятий по тестопластике в группе глухих детей дошкольного возраста
В данной части работы нами был разработан комплекс занятий по тестопластике для глухих детей. Данный комплекс рассчитан на занятия в течение 1 месяца. Занятий 1. Истоки образов игрушек из теста Цели: Обучающая: учить выявлять истоки образов традиционных игрушек из глины или теста; Воспитательная: воспитывать в ребятах чувство бережного отношения к духовной культуре прошлого; Развивающая: учить че ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru